Чем замечателен новый фильм The Doors?
10:09, 20 сент.

Рассказываем о фильме про культовую группу и почему он по-прежнему привлекает внимание

25 августа — день российской премьеры биографического фильма о рок-группе The Doors, который снял режиссер Оливер Стоун. Первая версия картины вышла еще в 1991 году. Отреставрированную, в формате 4К с использованием технологии объемного звука Dolby Atmos, ее уже показывали на Каннском кинофестивале в 2019 году. «Я хотел, чтобы во время просмотра этого фильма эффект присутствия был такой же сильный, как на концертах The Doors в шестидесятых. Кроме того, я вырезал трехминутную сцену, которая, по моему мнению, была лишней, и это позволило сделать концовку более мощной», — рассказал Стоун. Звук рассказывает, чем вообще замечателен этот байопик.

Игра Вэла Килмера

Фильм Стоуна построен вокруг личности фронтмена The Doors Джима Моррисона. На главную роль претендовали Том Круз, Киану Ривз, Джонни Депп, Джон Траволта, а также реальные певцы — Иен Астбери из The Cult и Майкл Хатченс из INXS.
Говорят, что Вэл Килмер вообще не был большим поклонником The Doors до того, как начал сниматься в фильме — но ценил возможность поработать с оскароносным режиссером Стоуном.
Готовиться Килмер начал за год до начала съемок. Он запоминал интонации, тренировал тембр голоса, копировал походку и поведение Моррисона.

Актер сильно похудел и выучил наизусть все песни группы — даже те, которые в фильм не попали. Килмер подолгу общался с продюсером группы Полом Ротшильдом — они обсуждали истории, случаи, трагические и юмористические моменты из жизни Моррисона. Сыграл Килмер настолько бесподобно и реалистично, что даже жутковато. Вокал актера наложен на оригинальные записи группы — у реальных участников The Doors бежали мурашки по коже от правдоподобности его исполнения. В итоге Килмера настолько поглотила роль, что ему потребовалась помощь психотерапевта для возвращения к нормальной жизни.

Зазор между вымыслом и реальностью

С одной стороны, Стоун старался уделить внимание каждой мелочи. Чтобы дома на бульваре, который появляется в кадре несколько секунд, выглядели так же, как в 1967-м; чтобы на конвертах писем были реальные адреса. Если взять реальное появление The Doors в телешоу Эда Салливана — в фильме оно передано предельно достоверно.

Но есть и разница — говорят, Моррисон спел строчку в «Light My Fire», которую нельзя было петь по национальному телевидению, потому что элементарно разволновался. У Стоуна же это подано как вызов, бунтарский жест.

40% фильма — фикшн, считают критики и ценители группы. И за это нещадно ругают Стоуна.

Гитарист The Doors Робби Кригер называл сценарий «довольно тупым», а клавишник Рэй Манзарек хотел ударить режиссера. И говорил, что «это не Джим Моррисон, а Оливер Стоун в кожаных штанах».
Балансируя между фикшном и правдоподобностью, Стоун гнет свою линию — и страстно рассказывает историю, которая интересна ему, а следовательно, становится интересна зрителю.

Вне времени

Погружая нас в атмосферу конца 1960-х, Стоун создает законченное произведение, которую ни на минуту не устарело. Даже критики фильма хвалят наэлектризованные концертные моменты — зрительские вакханалии во время выступлений сняты лучше всего. Когда публика отдается происходящему — любо-дорого смотреть. И никто ничего не снимает на телефон!

Связь с Россией

«Впервые смотрел в 1993 году на одноголосом VHS» — частая зрительская рецензия на этот фильм. «The Doors» участвовал в конкурсе Московского международного кинофестиваля еще в 1991 году! И ничего тогда не выиграл — зато вернулся на большой экран спустя более чем 30 лет.

Гимн свободе и саморазрушению

Вообще-то Моррисон, вспоминают очевидцы, гораздо чаще бывал трезвым, чем показано в фильме. И был куда умнее и начитаннее. А еще очень любил шутить — у Стоуна же юмора маловато. Режиссера интересовала часть личности музыканта, увлеченная идеей смерти как полета в вечность. Беспорядок, хаос, бунт — вот о чем «The Doors» Стоуна; фильм, как и другие его работы, эстетически чрезмерный.

#Статья
#Музыка
#рок-музыка
#The Doors