K-pop стал школьным предметом в Южной Корее. Звук спросил представителей шоу-бизнеса о том, какое музыкальное направление могло бы стать частью образовательной программы в России и собрал плейлист для знакомства с жанром.
По данным Korea Bizwire, Россия — самый растущий рынок по K-Pop в мире. Число поклонников современной корейской культуры или Халлю, выросло за год с 11,61 до 15, 68 млн, что составило 75% от годового мирового прироста. Аудиосервис Звук проанализировал статистику по прослушиваниям K-Pop треков среди россиян и составил топ-5 музыкальных композиций этого жанра.
На первом месте — песня Dynamite от бойбэнда BTS. В Южной Кореи обратили внимание на феномен K-pop после того, как этот сингл занял первое место Billboard Hot 100. По данным Минкультуры, спорта и туризма Южной Кореи, местная группа BTS в общей сложности принесла государственной казне более $1,5 миллиардов. Интересно, что после признания этого жанра на официальном уровне, самым известным исполнителям даже стали давать отсрочку от армии до 30 лет. На втором месте — коллектив 2NE1 с треком I Am The Best. Эта песня вошла в топы самых скачиваемых синглов Кореи 2011 года и позволила четырем солисткам получить американскую награду от MTV Iggy за звание Лучшей новой группы. На третьем месте — трек DDU-DU DDU-DU с качающим трэп-битом от герлзбэнда BLACKPINK. Сингл вместе с клипом выпустили 15 июня 2018 года, и за месяц он набрал более 160 миллионов просмотров на YouTube. Четвертую строчку занимает южнокорейская группа Stray Kids и музыкальная композиция God’s Menu. Инересно, что эта группа была сформирована в 2017 году на реалити-шоу, которое запустили специально с целью отбора восьми участников в новый коллектив. Замыкает топ-5 K-Pop треков WANNABE — ITZY.
Для быстрого знакомства с жанром аудиосервис собрал плейлист, где можно послушать эти музыкальные композиции, а также еще 15 других.
Сооснователь книжных издательств «Белое яблоко» и «Шум», экс-главный редактор музыкального издания Mixmag Russia Илья Воронин:
«K-pop — культурное явление, в котором музыка всего лишь один из аспектов. Точнее было бы описать эту культуру словом мультимедийная. Находясь при постоянном перекрестном опылении со стороны западной музыки (электро-поп, хип-хоп) и японского шоу-бизнеса (взяв за пример модель существования известной японской мега-группы Akiba 47 с 47-ю взаимозаменяемыми участниками), корейцы смогли создать собственную субкультуру, которая впоследствии разрослась до глобального уровня. Одно из объяснений популярности этого жанра состоит в том, что эта музыка как нельзя более точно соответствует моменту, который переживает человеческая цивилизация. Все мы живем в набирающем силу информационном потоке, в котором мельтешащие картинки уже размываются до едва уловимых образов. Не зря основными потребителями этой культуры являются подростки — представители первого поколения, выросшего со смартфоном в руках. Они иначе потребляют и переосмысливают полученную информацию. Фактически, K-pop можно считать визуальным проявлением происходящих неизбежных изменений, нравится это кому-то или нет.
Если говорить об истоках возникновения этого музыкального жанра, то после Корейской войны в начале 1950-х, южные корейцы взяли курс на Запад и эталоном для них долгое время служил могущественный американский шоу-бизнес. Вместе с этим (пусть они и не признаются в этом) дополнительным источником вдохновения служила модель японской поп-культуры, которая полностью раскрылась как раз в 1980-е. Примерно в это время в Южной Корее начался бурный экономический рост и людям захотелось зрелищ. Все девяностые южнокорейские продюсеры искали собственную форму, и к началу нулевых K-popуже сложился как жанр (впервые это определение прозвучало в 1999 году) и побыв еще несколько лет в статусе странной азиатской музыки, он начал резонировать с подрастающим поколением в западных странах, в том числе, и России, где сложилась уже устойчивая фан-база этой субкультуры».
По мнению звезд, школьными предметами в России вполне могли бы стать рэп, рок-н-ролл и даже диско.
«В российских школах стоит преподавать краткую историю музыки, причем не только современной. Но не упираться в один жанр, тем более K-Pop. В России это может быть классика, рок-н-ролл или джаз», — считает певица Валерия.
"Я бы хотел в школе изучать диско. В школе надо давать то что ребенок сам не получит на улице", — добавил музыкальный продюсер Иосиф Пригожин.
«Я считаю, что в России могли бы преподавать рэп. Потому что многих молодых исполнителей и подростков нужно учить тому, как писать рэп, это ведь стихи и практически литература. Я бы изучал рэп по трекам Басты», — сказал музыкант и певец Ваня Дмитриенко.
«Не думаю, что нужно выделять какое то одно направление - поп, рок, рэп. У каждого свои предпочтения, и не хочется их навязывать детям. Я точно знаю, что любой человек, который изучил классику, сможет почувствовать и понять любое другое направление в музыке. Так что, классическое музыкальное образование важнее, чем частности»,— отметил российский певец Владимир Пресняков.
«Никакой музыкальный стиль, придуманный в этом столетии и сводящий с ума миллионы, не достоин детского образования. Пусть дети изучают то, что было придумано и любимо миллионами в прошлом столетии, позапрошлом и позапозапрошлом. Этого вполне достаточно для развития личности.Что касается самого стиля k-pop, то это скорее полезное упражнение для развития мелкой моторики ног, как элемент занятий в танцевальном классе, если таковые есть в корейских школах. А развитию личности и музыкального багажа каждого ребёнка, я думаю, этот стиль никакой помощи не окажет», — считает Леонид Агутин.