Из материала вы узнаете, как зарождался русский рэп, кто был первыми и кто считается основателем рэпа в России
Зародившись в Нью-Йорке рэп-культура постепенно завоевала сердца миллионов людей по всему миру. Сегодня этот музыкальный жанр не сдает позиции: хип-хоп так же популярен, как и 20 лет назад. О том, когда появился рэп в России, и кто стоял у истоков этой культуры — разберемся в статье.
Интерес к хип-хопу стал возникать еще в эпоху Советского Союза. В начале восьмидесятых годов развитие рэп-культуры происходило через брейкданс, диджеинг, граффити. Кстати, хип-хоп-культура существовала вполне официально, не становилась предметом прицельного рассмотрения «компетентных органов» и не подвергалась жесткой цензуре. Ежегодно проходили фестивали брейкданса, причем некоторые из них даже транслировали по телевидению.
Ближе к концу десятилетия появились первые исполнители, среди которых выделялись такие группы, как «ДК», «Час пик», «Провинция», «Метро», «Черное и белое». В 1984 году участники коллектива «Час пик» вместе с диск-жокеем Александром Астровым записали программу длительностью около 25 минут, которая позже преобразовалась в популярный альбом под названием «Рэп». Помимо Андрея Астрова, одним из первых рэперов России стал Андрей Статуев, известный как DJ Василич.
Пробовали себя в этом направлении и певцы, выступающие в других жанрах. Так, Константин Кинчев выпустил песню «Тоталитарный Рэп», а чуть позже — трек «Меломан», вошедший в дебютный студийный альбом рок-группы «Алиса».
Одним из первых рэп-сообществ России считается D.M.J, где D.J — это диджей, а M — «Меркурий», название группы рэперов. Среди участников коллектива были брейкеры, граффити-художники. За время существования — с 1986 по 1994 г. — группа выпустила два альбома: Rap of Power (1992) и «Этот мир мой» (1993).
Рэп появился благодаря диджеям. Именно они выкрикивали незамысловатые зарифмованные тексты, чтобы раскачать танцпол во время дискотек. Такое сопровождение делало миксы особенно атмосферными, создавало яркое настроение. Если сначала рэп был неразрывно связан с брейкдансом и другими проявлениями субкультуры хип-хопа, то постепенно он занял отдельную музыкальную нишу.
С началом 90-х в России появилось немало новых рэп-исполнителей и коллективов.
Немалую роль в истории российского рэпа сыграла рок-команда из Санкт-Петербурга «Кирпичи», в репертуаре которой было много хип-хоп-композиций. Ироничные тексты, написанные лидером Васей Васиным, доказали, что русский рэп — не просто слепое подражание американским мотивам, а вполне достойные рифмы и яркий саунд.
Рэп в нашей стране долго ассоциировался с такими командами, как D.O.B., где начинал читать на английском Лигалайз. Чуть позже появились KTL DLL, «Рабы лампы», а также MD&C Pavlov, выпустивший первый рэп-сборник в 1994 году, «Ритм У» с талантливым эмси Дядей Звонким, арабский брейк-данс от B. People и многие другие. Все они внесли весомый вклад в современную отечественную рэп-музыку.
С началом нулевых в России ситуация в музыкальном мире несколько меняется. Хип-хоп постепенно разделяется на разные направления, которые отличаются по стилистике текстов, характеру аранжировок. Появляются исполнители так называемой новой школы.
В этот период на музыкальной арене встречаются как брутальные речитативы о жесткой пацанской жизни и российской действительности, так и более лайтовые версии — с читками про тусовки и неразделенную любовь.
Ярким музыкальным героем и кумиром молодежи того периода был Кирилл Толмацкий (Децл). За песню «Вечеринка» исполнитель получил премию Record 2000 в номинации «Дебют года», а его альбом «Кто ты?», выпущенный на аудиокассетах и компакт-дисках, разошелся тиражом более 1 млн копий. Децла нельзя назвать родоначальником русского рэпа, но так или иначе, музыкант вошел в историю развития жанра. Хоть это и был явный коммерческий проект, но именно он сделал хип-хоп популярным в российской среде.
Продвижением Децла занимался его отец — Александр Толмацкий, а также «Bad B. Альянс» в лице рэпера Шеффа.
Ярким представителем андеграунд-рэпа стала «Каста» — группа из Ростова-на-Дону. Исполнители стали победителями Rap Music в 1999 году, а чуть позже представители движения «Объединенная Каста» записали собственный альбом «Трехмерные рифмы». В него вошли песни, написанные содружеством ростовских рэперов. Из этого объединения вышли: Баста, Рем Дигга, а также хардкор-рэп-группа «Песочные люди».
Позднее рэп-группа создала звукозаписывающую компанию Respect Production, открывшую дорогу в музыкальный мир многим исполнителям, таким как Макс Корж, NoizeMC, Смоки Мо.
Творчество рэп-группы «Кровосток» достаточно своеобразное даже для России — монотонное исполнение, тексты с резкими нецензурными высказываниями, околокриминальная тематика и шокирующие образы. Альбомы коллектива имеют возрастные ограничения 18+, их нередко критикуют за пропаганду нездорового образа жизни и насилия. Некоторые даже убеждены, что песни такого плана могут создавать только те, кто отбывал срок к тюрьме.
На самом деле среди участники музыкального трио — типичные представители творческой интеллигенции: поэт, художник, писатель-инсталлятор. Рэп-коллектив появился в 2003 году и до сих пор продолжает выпускать новые сборники, проводить гастрольные туры по городам России, выступать в Германии, Израиле и других странах.
К концу нулевых популярность набирают андеграундные стили — грайм, рэпкор, клауд-рэп. В таких жанрах выступают Оксимирон и Нойз-МС, их рэп менее жесткий и больше приближен к коммерческим лейблам. Но это совсем не мешает им развиваться и становиться своеобразными локомотивами хип-хоп-индустрии.
Среди исполнителей современного рэпа выделяются: Pharaoh, Скриптонит, Khalib, ST, Тати. Постепенно появляются не только различные офлайновые, но и интернет-площадки и где реперы соревнуются в мастерстве читки и подбора рифмы.
Русский рэп — относительно молодое явление, а многие даже не воспринимают его всерьез, считая калькой с западных прототипов. Отчасти это верно, поскольку изначально рэп был частью субкультуры «американских черных парней» и к его появлению в нашей стране не было никаких предпосылок. Но если посмотреть с другой стороны, становится понятно, что российская версия рэпа также выстраивается на противопоставлении. Только не по расовым признакам, а по социальным, культурным, мировоззренческим и ряду других.
Со времен, когда основатели рэпа делали первые шаги в России, прошло время. Сегодня появляется много рэперов-самоучек, которые не только пишут тексты, но и миксуют сэмплы, снимают видеоклипы и выкладывают их в сеть. Интернет остается площадкой активного развития рэпа, как музыкальной культуры, в которой всегда найдется место свободе самовыражения.