Краткая история звукозаписи. Часть третья: магнитная эпоха
12:06, 2 июнь

Эволюция звукозаписи продолжала двигаться вперед - от громоздких экспериментов с электричеством к компактной магнитозаписи

Благодаря открытиям, созданным в электрическую эпоху, звукозапись смогла двигаться дальше - к более четкому звуку, к более удобным носителям. Так возникла магнитозапись, которую придумали и довели до ума немецкие инженеры незадолго до начала Второй мировой войны, и потом усовершенствовали американские изобретатели, а голландские и японские бизнесмены превратили этот формат в самый популярный во всем мире.



Часть первая: акустическая эпоха
Часть вторая: электрическая эпоха

Изобретатель магнитного носителя Вальдемар Поульсен

Любопытно, но базовые принципы звукозаписи на магнитную пленку формулировались примерно в тот же период, когда происходило стремительное развитие в области фонографов и граммофонов. Первым, идею конвертировать звук в электрические сигналы, в 1878 году сформулировал инженер Оберлин Смит. Он был большим поклонником музыки, и его сильно разочаровывало низкое качество звука восковых валиков, которые он прослушал в Менло Парке в лаборатории Эдисона. Правда до ума свою идею он так и не довел, но написал статью под название «Некоторые возможные формы фонографа». В ней он довольно подробно расписал принцип работы звукозаписывающего устройства с намагниченной проволокой. Правда никаких прототипов он так и не создал.

Такое устройство первым создал датский инженер Вальдемар Поульсен. Оно получило название телеграфон, и в качестве носителя здесь использовались намагниченные струны от пианино. Принцип, реализованный Поульсеном, фактически, стал базовым для дальнейшего развития этой технологии. Инженер продал патент специально созданной компании American Telegraphone Company, которая принялась создавать устройства, предназначенные для бизнеса: по сути, это были первые диктофоны. Но технология быстро показала полезность и в других областях. Во время войны немецкая армия использовала такие устройства для ускоренной зашифрованной передачи сообщений подводным лодкам в Атлантике.

В области магнитозаписи вообще много достижений немецких ученых и инженеров. Например, используя разработки Ли де Фореста, инженер Курт Штилле создал электронный усилитель и объединил его с проволочным рекордером получив на выходе более продвинутый вариант диктофона. А молодой выпускник берлинского Технологического института Йозеф Бегун придумал рекордер под названием текстофон, который можно считать предшественником компакт-кассет.

Прадедушка всех магнитофонов - первая модель, созданная немецкой компанией AEG

Но записывать и работать с намагниченной стальной проволокой было сложно, неудобно и даже опасно. Проволока крутилась с высокой скоростью и, если не соблюдать технику безопасности, можно было запросто лишиться пальцев. К тому же одна бобина с проволокой, содержащей час записи, весила около 15 килограмм. Поэтому продолжались поиски более удобного носителя. Его придумал немецкий изобретатель Фриц Пфлеймер, причем произошло это случайно. Он искал подходящую бумагу для использования при производстве сигарет. В качестве хобби он интересовался звукозаписью и в какой-то момент придумал, что если нанести на бумаге порошок оксида железа, то ее можно намагничивать а, следовательно, записывать все, что угодно. 1 января 1928 года он подал патент на «звуковую бумагу». Однако, при более глубоком исследований этого материала, оказалось, что бумага плохо подходит в качестве надежного носителя. Но идея заинтересовала Херманна Бухера, главу немецкой корпорации AEG, который в 1932 году заключил с Пфлеймером соглашение и инженеры компании приступили к доведению технологии до ума. Знакомую многим магнитную пленку придумал химик Фридрих Маттиас работавший в концерне BASF. Его изобретение легло в основу всех последовавших аналоговых пленочных рекордеров.

Удивительно и то, что немецкие инженеры за годы Второй мировой войны умудрились записать свыше 200 стереофонических записей, хотя принцип стереозаписи придумали не они, а английский инженер Алан Блюмлейн в 1930-х.
Но даже придумав самый удобный носитель того времени, магнитофон и магнитная пленка не получили широкого развития вплоть до окончания войны, когда эта технология попала в руки американскому военному инженеру Джону Маллину. Об этом мы написали отдельную статью. Дальнейшая разработка в области магнитозаписи привела к стремительной эволюции студийных практик и кардинальному изменению работы со звуком. Продюсеры теперь получили возможность выбирать наиболее удачные дубли из разных мест музыкальных произведений и создавать работы, близкие к идеальным.

В начале 1950-х была придумана технология многодорожечной записи. Ее автором считается американец Лес Пол, который экспериментировал с пленкой, накладывая на уже записанный материал новые звуки. В итоге он добился своего и его звуковые эксперименты с дорожками в начале 1950-х неизменно вызывали у слушателей удивление, как один человек мог играть на шести гитарах одновременно. Компания Ampex (ее основал русский эмигрант Александр Понятов) наладила выпуск многодорожечных магнитофонов, которые предназначались прежде всего для студий и профессиональных музыкантов. Многодорожечная запись на магнитную пленку оставалась стандартом вплоть до появления доступных цифровых технологий, которые сохранили принцип работы с дорожками, но здорово его облегчили и усовершенствовали.

Бобины с магнитной пленкой были большими, довольно тяжелыми и прямо-таки требовали компактности. Поэтому главные компании в области потребительских продуктов того времени не могли не принять вызов и сделать столь удобный носитель компактнее. Получилось это у голландской компании Philips, которая осенью 1963 года представила новый носитель — компакт-кассету, которая была самым массовым звуковым носителем вплоть до появления компакт-дисков и цифрового аудио. Придумал эту кассету инженер Лу Оттенс вместе со своими коллегами. Над воплощением этого формата независимо друг от друга работали две команды. Перед ними была поставлена цель сделать что-то похожее на магнитофонные бобины, но только гораздо компактнее и удобнее. Одна команда (венская) придумала проект кассеты с одним отверстием, проект же другой (бельгийской) команды, придумавшей прототип кассеты с двумя отверстиями был признан более удобным, и компания дала ему зеленый свет. Этот компактный носитель мгновенно завоевал популярность у меломанов в различных странах мира.

Однако потребовалось время, чтобы популярность аудиокассет оказала заметное культурное влияние не только на потребительские привычки, но и на музыку как таковую. На кассеты было проще, дешевле и удобнее записывать любую музыку, и в какой-то момент европейские лейблы, испугавшись, что больше никто не будет покупать дорогие пластинки, запустили большую кампанию «Домашняя звукозапись убивает музыку». Хотя, на самом деле, оказалось все совсем наоборот. Возникли маленькие лейблы, независимые музыканты получили возможность издавать собственную музыку не прибегая к услугам больших лейблов. Аудиокассеты прожили долгую жизнь и остаются самым популярным аудионосителем в истории звукозаписи. И ренессанс, который переживает этот формат сегодня, служит прекрасным тому подтверждением.
Закат магнитной эпохи начался в 1980-х, когда был представлен новый формат — цифровой компакт-диск, да и цифровая звукозапись становилась все доступнее и дешевле.

Часть четвертая: Цифровая эпоха

#история
#Статья