Роль музыки в кинематографе
10:38, 19 окт.

С тех пор как озвученные фильмы пришли на смену немому кино, восприятие картинки зрителем существенно изменилось. Сегодня трудно представить киноленты без музыкального сопровождения

С тех пор как озвученные фильмы пришли на смену немому кино, восприятие картинки зрителем существенно изменилось. Сегодня трудно представить киноленты без музыкального сопровождения. Саундтреки стали неотъемлемой частью современных фильмов: их скачивают и переслушивают, они помогают лучше запомнить ту или иную киносцену. Разберемся, какую роль играет музыка в кино и как менялись тренды в этой сфере с течением времени.

Как мы воспринимаем музыку, когда смотрим кино

Кино воздействует прежде всего визуально, но добиться максимального эффекта воздействия на зрителя, заставить его прочувствовать те или иные эмоции без звукового ряда трудно. Музыка создает атмосферу, дополняет кадры, как бы дает обобщенную характеристику происходящему на экране.

Кино воздействует прежде всего визуально, но добиться максимального эффекта воздействия на зрителя, заставить его прочувствовать те или иные эмоции без звукового ряда трудно. Музыка создает атмосферу, дополняет кадры, как бы дает обобщенную характеристику происходящему на экране.
Музыкальное сопровождение и визуальный ряд неразрывно связаны друг с другом. Благодаря звуку все происходящее воспринимается куда ярче, да и к тому же лучше запоминается. При этом одна и та же музыка может по-разному работать в тех или иных обстоятельствах. Рассмотрим в качестве примера песню «Somewhere over the Rainbow» и ее роль в кино.

  • В сказке «Волшебник страны Оз» композицию исполняет Дороти, мечтающая о том, как изменится к лучшему ее жизнь.
  • В фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк» посыл композиции несколько иной: она звучит, чтобы немного скрасить грустный финал.
  • В романтической комедии «Вам письмо» сингл звучит в самом финале, акцентируя внимание на трогательности момента.

Некоторые песни ремикшируют, то есть видоизменяют оригинальные версии по художественным причинам. Это позволяет лучше соответствовать настроению той или иной сцены, а также адаптировать звуки под ритм диалогов.

Музыка в кино: как все начиналось

Звуковая эра в кино началась в 1926 году, когда кинокомпания Warner Bros. запустила первый звуковой проект. Это было рискованное начало, тем более для фирмы, находящейся на грани банкротства.
Первый успех компании принес фильм «Певец джаза», вышедший в 1927 году, где, помимо музыкальных композиций Эла Джолсона, звучали и небольшие реплики музыканта. Этот период вполне можно считать временем рождения звукового кинематографа.
Если думать, какую роль играет музыка в кино, стоит сказать о формировании связей между визуальным повествованием и звуковыми факторами. Эти составляющие создают определенный стиль, нужный эмоциональный настрой.

  • В конце 30-х годов на отдельную арену вышли композиторы. Отныне режиссеры тратили много сил на поиски автора, способного создать композицию, идеально подходящую под замысел киноленты. В этот период «Оскар» за лучшую музыку к фильму стали вручать именно композиторам, а не руководителям звукового цеха.
  • В начале 50-х зазвучали имена таких мастеров, как Эннио Морриконе, работавший с режиссером Серджо Леоне; Фумио Хаясака, составивший идеальный тандем с Куросавой; Бернард Херманн, озвучивший «Психо» Хичкока.
  • На заре 60-х годов режиссеры стали чаще использовать ранее записанные композиции. Многие мэтры, такие как Майкл Никол и Стенли Кубрик, уделяют максимальное внимание ритму.
  • В 70-е годы в кино наступает время атмосферности. В фильмах используют мелодии, точно отражающие обстановку того, что происходит на экране.
  • Еще в 80-е годы тенденцией в саундтреках стали сборники песен, пришедшие на смену электронной музыке. Типичный пример — комедии Джона Хьюза, в которых звучит множество композиции разных исполнителей.
  • В 90-е культовыми становятся фильмы Квентина Тарантино и Дэнни Бойла. Это время культа «Криминального чтива» и «Трейнспоттинга», завоевавших популярность в том числе благодаря яркому музыкальному сопровождению. Скажем, кавер Urge Overkill на Нила Даймонда придает сцене определенный шик, но по мере развития мелодии возникает предчувствие скорой беды. Получается, музыка как бы намекает нам, что вскоре произойдет нечто не слишком хорошее.
  • Нулевые продолжили начатую тенденцию. Так, в «Сумерках» и «Голодных играх» много популярной музыки, которая нравилась подросткам и молодежи. Среди музыкальных тем в кино можно услышать Linkin Park, Muse, Paramore, Radiohead.
  • В десятые годы упор делался на треки напряженные, местами даже минималистичные, созданные с помощью синтезаторов, но при этом напоминающие классические композиции. Сюда вошли треки из «Социальной сети», «Джокера».

Часто бывает, что картина получает множество положительных отзывов именно благодаря превосходным саундтрекам. Понимая такую тенденцию, композиторы создают произведения, которыми можно наслаждаться не только во время просмотра фильма, но и просто так. Отличную подборку мелодий из кино вы найдете на zvuk.com.

Законы музыки в современном кино

Сегодня среди композиторов, создающих запоминающиеся саундтреки для кино, выделяются такие имена, как Ян Тирсен, Ханс Циммер, Джон Уильямс, Владимир Косма, Марсело Зарвоса. Роль этих композиторов трудно переоценить — без их произведений фильмы бы воспринимались совсем иначе.
Моменты, когда в сознании зрителя мелодия и визуальный образ, неразрывно связаны и сливаются в единое целое, специалисты называют синхрезом — от слов «синтез» и «синхронизм». Иными словами, когда картинка и конкретный звук воспринимаются как один феномен.
Так, композитор и музыкальный теоретик Мишель Шион полагает, что без синхреза возможности звуков не были бы столь выразительными. Шион уверен, что во время просмотра фильма возникает такое явление, как аудиовидение. Это значит, что звуки заставляют наш мозг лучше понимать происходящее на экране.

Роль музыки в кинематографе наглядно демонстрирует саундтрек Джона Уильямса к фильму «Звездные войны». Ведь именно с ним ассоциируется легендарное текстовое вступление к целой серии фильмов. Композиция точно передает настроение киноэпопеи — дух приключений и отваги. А если смотреть сагу в кинотеатре, то с самых первых кадров создается впечатление, что находишься в центре событий.
Создание нужного настроения и атмосферности — далеко не последняя роль музыки в кино. Чтобы более тонко передать сюжетный посыл, оказать воздействие на зрителя, важно правильно подобрать звуковой ряд. С этой целью для каждого жанра звукорежиссеры используют определенные приемы.

  • При создании озвучки для хорроров и фильмов ужасов нередко используют редкие и самобытные инструменты. Например, яйбахар, вотерфон создают своеобразное, ни на что непохожее эхо. С помощью таких инструментов можно вызвать у зрителя страх или дрожь, создать в кадре напряженную или тревожную атмосферу.
  • В динамичных экшенах и боевиках используют звуки электрогитар, ударных. Отлично дополняет такие ленты мужской или женский вокал — все зависит от замысла режиссера и особенностей сюжета, которые нужно подчеркнуть. Классический пример — George Thorogood & the Destroyers, Bad to the Bone, звучащая в фильме «Терминатор-2: Судный день».
  • Комедии и семейные киноленты чаще всего сопровождаются легкими позитивными мелодиями. Это знаменитый The Rembrandts с песней I’ll be there for you, которая известна всем по сериалу «Друзья».
  • Для мелодрам характерны неспешные мелодии с легким налетом минорности. Преобладают звуки скрипки, виолончели и других струнных. Спокойные композиции призваны вызвать у зрителя чувство легкой грусти, а местами и тоски по отношению к героям ленты.

Почему нам нравится музыка из кино

Иногда ничем, казалось бы, не примечательная музыка воспринимается иначе, когда мы слышим ее в том или ином фильме. Она работает вместе с сюжетом, усиливая выраженность художественных сцен, и кажется очень захватывающей. В чем секрет такого эффекта?
Эксперты в области изучения музыки и ее влияния на человека выяснили, что во время прослушивания композиций в организме выделяется дофамин — гормон и нейромедиатор. Он вырабатывается в головном мозге и отвечает за мотивацию. Получается, что в процессе просмотра захватывающей киносцены человек радуется. У него обостряются чувства, он начинает сильнее сопереживать героям.
Ученые продолжают исследовать саундтреки и их возможности, активно внедряют новые технологии, чтобы создавать более запоминающуюся музыку для кино. Сегодня в фильмах преобладает цифровой звук, а композиторы адаптируют мелодии под популярный формат: играют с тональностями, применяют разнообразные фильтры, чтобы инструменты звучали максимально реалистично. Такой подход еще называют гипероркестровкой.

Среди знаковых примеров такого формата в кино выделяется «Начало» Кристофера Нолана, где музыкальная основа нагнетает атмосферу, вводя зрителя в мир подсознания. Пафосные аккорды, грозный и четкий ритм в сопровождении еле слышного фона пианино — все это зачаровывает и помогает поверить в то, что не является реальным. Музыку для этой картины, кстати, написал Ханс Циммер — двукратный лауреат премии «Оскар».
Развитие музыки в кино происходит постоянно, но ее роль всегда остается одной из ключевых. Саундтреки выражают настроения и чувства героев, могут трансформироваться, работать на контрасте с картинкой или, наоборот, глубоко вплетаться в сюжет.
Тенденции использования музыкальных композиций меняются, но главное остается неизменным — музыка всегда приковывает внимание, заставляя мозг вырабатывать дофамин.

#Статья
#Музыка
#кино
#саундтреки