Платформа Chartmetric, исследующая музыкальную статистику, выпустила полугодовой отчет о трендах музыкальной индустрии. Что будет с бизнесом? Что происходит в стриминг-сервисах и социальных сетях? И кто в первой половине 2022-го заявил о себе громче других?
Глобальный индекс популярности Chartmetric Artist Score основан на ежедневно обновляемой статистике о миллионах исполнителей и рассказывает о взлетах и падениях. В этом индексе отражаются эффективность рекламных кампаний и новых релизов, а также закономерности в социальных сетях.
В категории «Легендарный» номер один — Кенни Логгинс. Его хит 1986-го года «Danger Zone» прозвучал в фильме-сиквеле «Топ Ган: Мэверик», благодаря чему статистика артиста улучшились на 98%.
В категории «Суперзвезда» всех опередил индийский рэпер Сидху Муз Вала. К огромному несчастью, его убили в мае. Поклонники вспомнили музыканта через песни — chartmetric artist score увеличился на 348%.
Среди тех, на чьи страницы больше заходили в Википедии, — в основном скончавшиеся музыканты: комики Боб Сагет и Гилберт Готтфрид, ударник Foo Fighters Тейлор Хокинс, тот же Сидху Муз Вала, Марк Ланеган, индийский композитор Баппи Лахири и рок-певец Meat Loaf. Но есть еще один важный фактор — телевидение. Так, второй сезон «Эйфории» сильно улучшил статистику актрисы-певицы Алексы Деми.
За кем следят на YouTube? За французскими электророк-дуэтом с говорящим названием Supermassive. 1 января у их канала было 1,2 миллиона просмотров, в июне — 600 миллионов. Важный продолжающийся тренд — YouTube-каналы становятся популярнее благодаря тиктоку. Среди примеров — американская певица Em Beihold, британо-австралийский R&B-музыкант OXLEE, нэшвиллский кантри-поэт-песенник Томас Мак и многие другие, выбравшие именно тикток в качестве первичной площадки для создания бренда.
Еще про тикток: 1,8 миллионов роликов сняли за полгода на «No Idea» Дона Толивера, вышедший в мае 2019 года — это самый большой рост.
Кроме того, тикток сильно влияет на шазам. Судя по шазамам, трек Zero, Dj Karri, Lebzito и Prime De 1st’s «Trigger» стал вирусным в ЮАР, а «Mujeriego» Райана Кастро — в Мексике. Среди глобальных трендов — «When I’m Gone» Кэти Перри и Алессо. Все благодаря тому, что в этих странах появились тикток-танцы под соответствующие песни. В во то же время шазам больше, чем тикток, коррелирует с появлением песен в чартах стриминг-платформ и YouTube — в более чем 50% случаев.
Chartmetric делит музыку на «передовую» и «каталог». «Передовая» вышла в течение последних 18 месяцев, «каталог» — раньше. Такое разделение появилось в 1990-е, когда потребовались новые правила составления хит-парадов. В 1991 году сменились форматы. Вместо виниловых пластинок слушатели стали покупать компакт-диски и потому часто приобретали альбомы по второму разу. Так «Bat Out of Hell» Meat Loaf вернулся в чарты и занял первое место — хотя вышел в 1977 году! Но цель хит-парадов — следить за новинками. Поэтому во многих странах родилось правило каталога. Новые альбомы могли попасть в чарты, а вышедшие более чем полтора года назад — нет.
Но цель хит-парадов — следить за новинками. Поэтому во многих странах родилось правило каталога. Новые альбомы могли попасть в чарты, а вышедшие более чем полтора года назад — нет. В эпоху стримингов свежие песни не так важны для потребления музыки. Алгоритмы заточены не на самые новые релизы, а на музыку, которая окажется новой для конкретного слушателя. Когда стал популярен тикток, музыкальная индустрия осознала: каталоги продаются так же хорошо, как передовые песни.
Сейчас у тиктока миллиард активных пользователей. В связи с этим исследователи задались вопросом: действительно ли срок в 18 месяцев достаточный, чтобы разделять музыку на «передовую» и «каталог»? Масла в огонь подлил недавний отчет фонда Luminate, согласно которому потребление старой музыки на стриминг-платформах в 2022 году увеличится на 19%. А песен, написанных в последние полтора года, снизится на 2,6%! Впрочем, львиная доля статистики в этом исследовании собрана в период с 2017-го по 2019 годы.
Чтобы разобраться, каждый трек из базы данных, на который был снят тикток, Chartmetric сравнили с датой выпуска. И пришли к выводу, что показатели треков, которые вышли с 2017-го по 2019-й, лучше, чем каталога. Мы повсюду читаем про разовые сенсации вроде «Running Up That Hill» — но в действительности песни, опубликованные до 2010-х, был далеко не так востребованы. Возможно, говорят Chartmetric, реальная тенденция заключается не в том, что каталог растет — а в том, что наше понимание каталога устарело, и следует рассмотреть возможность расширения периода определения с 18 месяцев до 3-5 лет.
Кроме того, в 2020 году было больше разнообразных треков, выстреливших в тикоке. Но в последующие полтора года это разнообразие сузилось. Почему?
Исследователи выделяют четыре возможные причины: