50 концертов, которые изменили музыку
10:57, 26 апр.

Виртуальная экскурсия по грандиозным концертам

Звук уже рассказывал о 10 важнейших концертах, которые произвели революцию в музыке за последние 50 лет. Журналисты The Guardian составили свой аналогичный список «выступлений, которые изменили музыку».
Он приурочен к 50-летию перевоплощения Дэвида Боуи в Зигги Стардаста, и всего в нем 50 пунктов. Получилось, конечно, очень англоцентрично (где The Prodigy на Манежной площади?!), но все равно любопытно.
Начинается список аж с 1939 года — тогда 23-летняя Билли Холидэй стала резиденткой нью-йоркского Café Society; ее песня «Strange Fruit» выделялась вокалом, подобного которому ранее никто не слышал.

Особенно ценно, что список жанрово разнообразный. Есть рождение бибопа в клубе Minton’s Playhouse в 1941-м: на сцене присутствовали Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и гитарист Чарли Кристиан, в составе группы также были Телониус Монк и Кенни Кларк. Есть великий момент для минимализма — Терри Райли в Philadelphia College of Art 17 ноября 1967-го восемь часов манипулировал с пленкой; прозвучала в том числе ранняя запись классической «Poppy Nogood».

The Guardian предлагают много ожидаемых позиций — завершающий сет Джими Хендрикса на Вудстоке, электричество Боба Дилана в Ньюпорте, The Who в Лидсе — запись считается одним из лучших концертных альбомов всех времен. Но рассказывают журналисты и о менее известных выступлениях — например, о «Поезде госпела и блюза».
В 1964 году телепродюсер Джонни Хэмп собрал на платформе заброшенной железнодорожной станции Уилбрахам-роуд в южном Манчестере около 200 человек. Все они прибыли на поезде, чтобы увидеть Мадди Уотерса, кузена Джо, Отиса Спэнна, Розетту Тарп и Сонни Терри с Брауни МакГи. Бесчисленное число музыкантов, в том числе Мик Джаггер, Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс, впоследствии говорили, что передача, которое транслировалась на миллионы зрителей, сыграла важную роль в распространении блюза среди мейнстрим-аудитории.

В топ-50 попали как отдельные выступления, так и сборные, среди которых выделяется «14-часовая техниколоровая мечта» (Лондон, 29 апреля 1967 года). Играли все английские знаменитости психоделической музыки — среди них были Pink Floyd, Soft Machine, Tomorrow и The Pretty Things. За перформативное искусство отвечала Йоко Оно; казалось, что публика была такой же частью зрелища, как и исполнители; все это стало прообразом рейв-культуры 1980-х—1990-х.
1970-е в списке начинаются с Элтона Джона, который вышел на сцену лос-анджелесского The Troubadour неизвестным автором-исполнителем и ушел c нее как звезда; а также Би Би Кинга, сыгравшего перед 2000 заключенными в иллинойской тюрьме Cook County. Заканчивается десятилетие единственным концертным туром Кейт Буш, который выделялся фантастической хореографией и был одним из первых разов, когда оказался задействован микрофон на голов — так родилось современное поп-шоу«, пишет The Guardian. А также — 40 выступлениями музыкантов жанра 2 Tone, The Specials, Madness и The Selecter; «сцены эйфорического танца, когда чернокожая и белая молодежь собирались вместе, чтобы отпраздновать завоевавший чарты мультикультурный поп-феномен».

Некоторые интересные пункты в 1980-х: Kraftwerk с туром «Computer World», где электронный поп соединились с визуальными технологиями; Мириам Макеба и Хью Масекела в королевстве Лесото в эпоху апартеида перед 75000 зрителями; Wham! в Пекине — первый визит западной группы в Китай; благотворительный фестиваль Live Aid на Уэмбли — кстати, в СССР был организован телемост с участием группы «Автограф».

Очень мало концертов 1990-х выбрали журналисты The Guardian — только выступления Мадонны, L7 и DMX. Зато много 2000-х: часовой концерт грайм-крю Roll Deep, когда еще слово грайм не было принятым обозначением; Dixie Chicks, «отмененные» в 2003-м за критику войны в Ираке со сцены; 14-летняя Тейлор Свифт в Нэшвилле, где ее открыл Скотт Борчетта; конечно же, Daft Punk на Coachella...

Завершается список хедлайнерским выступлением Стормзи на «Гластонбери» в 2019-м, во время которого грайм-музыкант выразил респект 65 британским эмси, повлиявшим на всю сцену; и Билли Айлиш, которая в 2020 году в Майами на первом концерте мирового турне представила короткометражку «Not My Responsibility», где ответила на критику образа тела («Ваше мнение обо мне — не моя ответственность»).

Комментаторы вспоминают еще много всего — среди прочего, тур «Devotional» Depeche Mode и «Кислотные тесты» Grateful Dead.

#история
#Статья