Удовлетвори мою душу. Как Боб Марли обрел бессмертие
17:05, 11 май
История о том, как ямайский музыкант сделал регги популярным, но сам этого не увидел

Сорок лет назад скончался Боб Марли, наверное, самый популярный исполнитель регги. Удивительный человек с непростой судьбой, который многим подарил солнечный вайб, но сам не успевший вкусить настоящей популярности. Рассказываем историю его битвы за известность, которая пришла к нему посмертно.

Плакальщики

«Ну и кто же из них чёрный Мик Джаггер?», — задавался про себя вопросом Крис Блэквелл, наблюдая за тем, как к нему в кабинет неловко заходили трое чернокожих музыкантов, которых ему, владельцу лейбла Island, настолько рекомендовали подписать его менеджеры. Вопрос этот отпал сразу же, когда Блэквелл попросил их сыграть на гитаре свои песни. Эту роль взял на себя молодой и улыбчивый парень в дредах, который представился Бобом. Так, в поле зрения больших лейблов впервые попал Боб Марли, а вместе с ним и ямайская музыка рэгги.

К моменту той встречи, состоявшейся в 1972 году, Марли уже был большой звездой на родной Ямайке. Он был участником проекта The Wailers, в чьем активе уже было свыше ста песен, многие из которых были большими хитами на дэнсхоллах Тренчтауна. Но, как это часто бывает, музыкантам было мало популярности на своем родном острове, и они отправились покорять мир, начав с Лондона. Но продвигать себя у них получалось плохо — оббегав почти все известные им на тот момент лейблы, они проели почти все свои накопления, с концертами не складывалось, впереди уже отчетливо маячил вариант позорного возвращения домой. И тут их пригласили на встречу с Крисом Блэквеллом. Блеквелл родился на Ямайке, уехав в Лондон, где организовал лейбл Island, который задумывался как инструмент для продвижения ямайской музыки — даба и регги.

Правда, к моменту встречи Марли и Блэквелла, главной звездой Island была группа Roxy Music, а до знакомства с U2 оставалось еще несколько лет. Блэквелл послушал музыкантов и решил дать им шанс. «Они были никем, но уже вели себя словно большие звезды, об этом говорили их повадки и исходившие от них вибрации», — вспоминал позднее Блэквелл. Тогда же договорились на выпуск одного альбома. По настоянию музыкантов, его запись должна была пройти на Ямайке. Прекрасно зная, на что способны ямайцы, Блэквелл решил выдать им аванс на запись, вручил пакет с деньгами и стал ждать.

К его большому удивлению, спустя несколько месяцев вернулся один Боб Марли с материалом, который, правда, еще предстояло довести до ума. В лондонской студии, при помощи техасского клавишника Джона Бандрика по прозвищу «Кролик» (он придумал характерный для музыки Марли шаркающий ритм через педаль-квакушку) исходный материал был значительно улучшен, перезаписан и облагорожен дополнительными инструментами. Альбом назвали «Catch a Fire» и приступили к раскрутке группы The Wailers. Но, чтобы не делали, интерес со стороны покупателей оставался очень низким. За первый год было продано всего 14 000 экземпляров альбома.

Чтобы отбить вложения, было решено выпустить еще один альбом, но только теперь не уходить далеко от оригинального ямайского звучания, плюс отправить The Wailers в долгое турне. И его-то группа не выдержала. Замкнутый по складу характера Банни Ливингстон скучал по нормальной семейной жизни на Ямайке, а Питер Тош страдал бронхитом и за год гастролей достаточно наелся гостиницами и концертными площадками разной степени паршивости.

Соло

Скорее всего на Ямайку окончательно бы вернулся и Боб Марли, если бы не очередная улыбка судьбы. Летом 1974 года неожиданно в чарты по всему миру ворвалась песня «I Shot The Sheriff» в исполнении Эрика Клэптона. На лейбле Island это восприняли как знак судьбы — слушатели начнут интересоваться, кто написал, и откроют для себя автора, то есть Боба Марли. Блэквелл с новой силой начал вливать в него ресурсы. Марли опять пришлось отправиться в долгие гастроли, теперь уже в одиночку. На позицию пиар-менеджера был взят Чарли Комер, до этого поработавший с The Beatles и Rolling Stones.

Вряд ли можно точно сказать, что именно привело к успеху, но новый заход на штурм Олимпа оказался куда более успешным. Например, в Лондоне прошли аншлаговые концерты Марли, во время которых была сделана легендарная концертная запись песни «No Woman No Cry». Правда из-за расходов на раскрутку и поддержку турне, финансовая отдача оказалась неудовлетворительной.

Шло время, Марли давал концерты по всему миру, популяризируя регги и растафарианство, но его популярность все равно оставалась ограниченной. Самый популярный, прижизненный, альбом Марли «Exodus» еле-еле смог продаться в Великобритании тиражом в 189 тысяч экземпляров — ничто, по сравнению с вложенными средствами в его раскрутку. «Я был уверен, что эта цифра должна была быть ближе к миллиону. В Штатах его пластинки продавались тиражами по несколько сотен тысяч экземпляров. Промелькнула даже мысль, может быть его музыка не для белых людей?», — вспоминает менеджер лейбла Island Дэйв Робинсон.

Пока бизнесмены разрабатывали новую стратегию продвижения, Марли тяжело заболел — у него диагностировали акрально-лентигиозную меланому, довольно редкую разновидность рака кожи. С этим заболеванием Марли прожил несколько лет и скончался 11 мая 1981 года. Но у судьбы явно были на него свои планы. Его глобальная популярность, балансирующая на грани культа, начала активно расти и своего апогея достигла ровно три года спустя его смерти, в 1984 году.

Легенда

Боб Марли отказывался покидать мысли Дэйва Робинсона. Ему нравилась эта музыка, он видел в ней потенциал. Поэтому, уже после смерти Марли, он решил собрать фокус-группу и послушать мнение обычных людей. Тогда же ему все стало понятно. В музыке Боба Марли было много политики, присутствовал непонятный многим растафарианский посыл — для среднестатистического слушателя это было чересчур экзотично. «Во время фокус-группы возникла любопытная мысль, что Боб Марли мог быть, пусть совсем чуть-чуть, против белых. Люди чувствовали, что, возможно, они не нравятся Бобу Марли», — вспоминает Робинсон.

Дэйв Робинсон, сделавший из Боба Марли легенду

Приветливости не добавлял и имидж Марли — на большинстве фотографий, которые были сделаны для нужд Island, музыкант выглядел немного жестко, немного агрессивно. А людям просто хотелось песен о любви, чего-то духоподъемного. Вектор был определен, дело осталось за малым — собрать правильный альбом. К работе над ним подошли с максимальным вниманием, например, подбор треков и их порядок занял несколько месяцев. Особый интерес вызывали композиции, в которых политика, растафарианство или что-то сложное отсутствовали или были сведены к нулю. Упор делался на любовь и позитив. Название для альбома родилось во время все той же группы. «Многие люди, говорившие о Марли, по отношению к нему употребляли такие слова, как „легенда“ или „легендарный“. Поэтому с выбором названия мы не мучались», — вспоминает Робинсон.

Приветливости не добавлял и имидж Марли — на большинстве фотографий, которые были сделаны для нужд Island, музыкант выглядел немного жестко, немного агрессивно. А людям просто хотелось песен о любви, чего-то духоподъемного. Вектор был определен, дело осталось за малым — собрать правильный альбом. К работе над ним подошли с максимальным вниманием, например, подбор треков и их порядок занял несколько месяцев. Особый интерес вызывали композиции, в которых политика, растафарианство или что-то сложное отсутствовали или были сведены к нулю. Упор делался на любовь и позитив. Название для альбома родилось во время все той же группы. «Многие люди, говорившие о Марли, по отношению к нему употребляли такие слова, как „легенда“ или „легендарный“. Поэтому с выбором названия мы не мучались», — вспоминает Робинсон.

«Legend» вышел в мае 1984 года при поддержке массированной рекламной кампании и сразу же возглавил британский чарт, что произошло впервые в истории Боба Марли. Мало того, этот альбом продержался на первом месте все лето, став в итоге одним из самых популярных и успешных альбомов 1980-х. Многие люди благодаря этому альбому открыли для себя регги и его производные, такие как ска и рокстеди. Прошло уже 40 лет с момента смерти Марли, но его музыка и сегодня для многих олицетворяет собой солнце, позитив, любовь и то, что растаманы называют Джа.

#Bob Marley
#reggae
#история
#Статья