Почему Billboard Hot 100 по прежнему один из важных барометров в поп-музыке
22:47, 28 сент.

Краткая история одного из главных чартов глобальной индустрии и почему она стоит внимания

Любая индустрия должна иметь свою метрику, своих авторитетов и свой табель о рангах. Даже такая непостоянная и сложно определяемая материя как музыка, тем более популярная. Фактически, до второй половины ХХ века поп-музыки как таковой не существовало. Была музыка популярная, народная, высокая, какая угодно. Измерять популярность и известность не требовалось, потому что индустрия звукозаписи проходила сложный процесс становления — носители (пластинки) были довольно дорогими, проигрыватели еще не получили широкого распространения, многие умели играть на инструментах и песни выучивали и играли на слух. Правда, первое мерило популярности появилось примерно тогда, в 1930-х, когда с ростом популярности музыкальных автоматов, которые вмещали в себя обычно 40 пластинок, стало ясно — чем пластинку чаще ставят (чем выше ее популярность среди людей), тем больше прибыли получает владелец с одного автомата. Так, сам собой появился первый, очень условный чарт, Топ 40, из которого потом вышел первый радиоформат, ведь радио, если так подумать, это тот же самый музыкальный автомат, но только несколько более продвинутый.

Чарты популярности же логичным образом вышли из чартов продаж. Такие списки лучших продаж составлялись и публиковались в первых профильных изданиях, посвященных звукозаписи. Естественно, такие списки продаж (потом их начнут называть словом чарт) в какой-то момент стало публиковать и американское издание Billboard, которое было основано еще в 1894 году и первые несколько десятилетий искало свой формат. Первый музыкальный хит-парад в журнале (тогда это скорее была небольшая газета) был опубликован в 1936 году, в самый разгар Великой Депрессии и популярности музыкальных автоматов. Поначалу это были простые списки самых востребованных песен в музыкальных автоматах. Потом к ним стали добавляться чарты продаж, а с окончанием Второй мировой войны и стремительным развитием популярной музыки количество чартов стало расти. К 1987 году, например, в Billboard существовало восемь чартов охватывающих разные жанры и форматы, а к 1994 году их уже было 28. К тому времени американский шоу-бизнес уже давно доказал свою первостепенную роль, а Billboard служил четким мерилом популярности. Для артистов, боссов лейблов и дотошных меломанов главным барометром служил основной чарт Billboard — Hot 100.

Большая сотня

Но для начала давайте вернемся в истории назад. К 1955 году Billboard уже существовал более полувека и прошел длинный путь от журнала, посвященного исследованию индустрии развлечений (например, были и такие сегменты, как цирки, водевили и ярмарки) до журнала, сосредоточенного исключительно на музыке. В журнале уже публиковалось несколько разных чартов: самых продаваемых пластинок, востребованных в музыкальных автоматах (о чем журналу сообщали владельцы автоматов) и плейлисты радио-диджеев. Но редакции хотелось собрать поступающую к ним информацию воедино, чтобы получится ультимативный чарт, дававший бы объективную оценку популярности в индустрии. Журнал довольно долго, целых три года, искал подходящую форму и вырабатывал концепцию главного чарта индустрии. В итоге первый чарт в формате Hot 100 с большой помпой поданный как «первая настоящая смесь» был опубликован в августе 1958 года и места в нем распределялись учитывая и цифры продаж, и количество проигрываний в радио-эфире.

Надо сказать, что формула, найденная тогда, фактически до сих пор лежит в основе чарта. Правда в чарт постоянно добавляли или убирали новые каналы потребления музыки. Например, в 1958 году еще учитывались музыкальные автоматы, но уже в 1959 году их убрали, потому что они перестали оказывать какое-то влияние на музыкальную индустрию. И таких изменений за это время было множество.

Причина, по которой система «продажи+радиоэфир» работает так хорошо, состоит в том, что песни, пользующиеся успехом на радио и в ритейле обычно схожи в любой момент времени, но они достаточно отличаются друг от друга, поэтому их усреднение дает довольно правдивую картину актуального состояния дел в музыке. Радио — более пассивная среда, где информация идет сверху-вниз. Безусловно, оно реагирует на запросы слушателей, но не может не забывать о рекламодателях и формате. К тому же даже сегодня, с ростом популярности стримингов, многие люди так знакомятся с новой музыкой. Торговля же музыкой дает более четкое и прямое представление о песнях, которые популярны у меломанов каждую неделю. Однако, по своей природе, этот чарт склонен реагировать на банальное непостоянство присущее людям — они могут реагировать на хайп или вестись на умелые рекламные кампании. Помимо розницы и радио, сегодня важную информацию предоставляют и стриминги — один из главных каналов, через которые люди потребляют музыку.

Hot 100 представляет собой систему сдержек и противовесов, учитывая плюсы и минусы всех каналов потребления музыки. Каждую неделю в чарт попадают песни, которые активно покупают потребители, которые звучат на радио, и которые привлекают внимание слушателей в стримингах. В стримингах популярность песен чаще всего оказывается стремительно (люди послушали о чем все говорят, и пошли слушать свою музыку дальше), радио из-за своего формата обычно ставит песни в тяжелую ротацию примерно тогда, когда потребители уже начинают терять к конкретному треку интерес. И когда все работает идеально, то получается картина близкая к идеальной. Причем, при таком подходе учитываются разные жанры и их особенности.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать

На протяжении своей истории Hot 100 часто переосмысливался. Возможно, что именно это и продлило жизнь чарту — Billboard постоянно добавляет новые источники данных или же при необходимости меняет базовые правила попадания в чарты. Большинство подобных изменений связано с изменчивостью потребительских привычек, отражая новые нормы того, как слушатели приобретают музыку. Некоторые изменения в правилах являются техническими и незаметными для большинства: например, вес продаж против радио, или добавление или убирание конкретных станций из списка. Какие-то правила и вовсе убирались, потому что они оказывались пережитками ушедшей эпохи. Например, на протяжении первых 40 лет существования Hot 100, когда синглы были физическим объектами и имели две стороны (А и В), Billboard с трудом удавалось отслеживать популярность бисайдов. Сегодня такой проблемы больше не существует: в цифровой реальности песня — это песня, и каждая из них может получить свое место в Hot 100.

Сегодня Hot 100 стоит на трех китах американской музыкальной индустрии: продажи, радио-эфиры и стриминговые сервисы (сочетание YouTube, Spotify и им подобных). В Billboard уверены, что продажи и радио-эфиры перевешивают важность стриминга. Но на неделе, когда активность заметно вырастает (например, когда неожиданно выстреливает какой-нибудь феномен, вроде «Harlem Shake» или Майли Сайрус выпустит клип «We Can’t Stop») то стриминг может сыграть до 30% в росте популярности в чарте Hot 100.

Одним словом, чтобы оказаться в Hot 100 (а следовательно и привлечь внимание всей могущественной американской музыкальной индустрии), песня должна хорошо себя показать во всех трех направлениях: продажи, радио-эфиры и стриминг. Найденная, и постоянно подправляемая формула определения самых востребованных песен работает до сих пор (поэтому на эти чарты ориентируются боссы лейблов, менеджеры и прочие люди, крутящие шестерки большого шоу-бизнеса). Hot 100 — это удивительно универсальный инструмент, который прекрасно существует в мире живущего по принципу «адаптируйся или умри». И пока существует музыкальный бизнес должен существовать кто-то, кто должен его отслеживать.

Звук собрал для вас свой ТОП-100 самых популярных музыкальных композиций на сегодняшний день, ознакомиться с которым можно здесь.

#интересно
#Статья