Великие рок-оперы: от «Tommy» до «The Black Parade»
11:42, 15 март
8 сюжетных концептуальных музыкально-сценических произведений

The Who — Tommy (1969) и Quadrophenia (1973)

1960-е — время эпических замыслов, творческих амбиций, громких экспериментов и расширеий границ. Неудивительно, что рок-опера как жанр возникла как раз в конце 1960-х. Первой иногда называют «The Story Of Simon Simopath» группы Nirvana — но не той, конечно, в которой пел Курт Кобейн, а британской психоделической.
Так или иначе, одна из первых рок-опер — это «Tommy» The Who.

«Послушай „Tommy“ с зажженной свечой, и ты увидишь свое будущее», — говорилось в фильме «Почти знаменит». Будущее началось с девятиминутной, шестичастной песни «A Quick One, While He’s Away» — лидер The Who Пит Тауншенд, придумывавший варианты вне стандартной схемы трехминутного поп-трека, называл ее «мини-рок-оперой».
Радикальность идей Тауншенда, однажды заявившего: «Рок мертв, да здравствует рок» — поддержали другие участники группы. И так Тауншенд сочинил «Tommy». Сперва рок-опера называлась «Глухой, немой и слепой мальчик» — сюжет Тауншенд изложил в журнале Rolling Stone. Англия, прошла Первая мировая война. Вследствие обмана родителей мальчик Томми становится психосоматически слепоглухонемым. Случайно Томми узнает, что у него есть выдающиеся способности к игре в пинбол. Затем он вылечивается и становится духовным гуру, против которого после этого восстают последователи.

Это если очень кратко и без подробностей; в рок-опере смешались идеи Тауншенда о сексе, семье, духовности и героизме.
Сиэтлская Опера, Бродвей, Метрополитен-опера; Вудсток и Остров Уайт — где только не звучали песни с «Tommy». В 1972 и 1973 годах «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. Свои версии песен с альбома представили Элтон Джон («Pinball Wizard») и Тина Тернер («The Acid Queen») для киноварианта в 1975 году. В 1993-м «Tommy» стал мюзиклом на Бродвее и в 2021-м вернулся туда вновь.

На «Tommy» The Who не остановились. Еще одной рок-оперой группы стала «Quadrophenia» — история Джимми, фаната группы The High Numbers. Четыре участника группы символизировали четыре части личности Джимми: крутой парень (Роджер Долтри), романтик (Джон Энтвисл), чокнутый лунатик (Кит Мун) и попрошайка-лицемер (Пит Тауншенд).

Скутеры, драки, вечеринки — в «Quadrophenia», тоже ставшей фильмом (но не музыкальным, как «Tommy»), есть все, за что субкультура модов считает его легендарным.

Jesus Christ Superstar (1970)

Рок-интерпретация евангельской легенды о Христе и Иуде со взглядом из современности и понятиями бунтарского времени конца 1960-х—начала 1970-х. Работа композитора Эндрю Ллойд Уэббера и либреттиста Тима Райса была достаточно радикальной. Поначалу никто и слышать не хотел, чтобы «Jesus Christ Superstar» выпустили в виде спектакля, поэтому запись вышла как альбом. Заглавную партию исполнил Иэн Гиллан из Deep Purple.
Британская BBC запрещала эту «святотатскую» рок-оперу после ее выхода, но ненадолго. В 1971 году состоялась премьера постановки на Бродвее — Уэббера она, кстати, привела в ярость. Несмотря на это, спектакль шел почти два года. Посетил его даже Дмитрий Шостакович — Уэббер очень гордился этим фактом, поскольку советский композитор был его кумиром.
Папа Римский Павел VI отнесся к рок-опере благосклонно, но против нее все равно выступало множество христианских организаций. В 2012-м и 2016-м «Иисус Христос Суперзвезда» пытались запретить общественные организации в некоторых российских городах — но представители РПЦ заявляли, что «церковь не подавляет творчество».

Pink Floyd — The Wall (1979)

Множество альбомов формально не рок-оперы — например, «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» Дэвида Боуи не задумывался даже как концептуальный альбом, и Боуи сочинил большую часть истории уже после его выхода.
Многое роднит «The Wall» с «Tommy» — не только величественность замысла, но и тема отчужденности. Возникла она из-за постыдного случая во время стадионного тура суперуспешной группы, уже выпустившей «The Dark Side of the Moon», «Wish You Were Here» и «Animals». В июле 1977 года в Монреале Рождер Уотерс пререкался с зарвавшимися фанатами и одному из них плюнул в лицо. Альбом стал выражением темы отстраненности между группой и фанатами, говорил Уотерс в одном интервью.
Образ главного героя Пинка — рок-звезды, которая постепенно сходит с ума — основан на самом Уотерсе и первом вокалисте Pink Floyd Сиде Барретте. Главное историческое представление «The Wall» состоялось в Берлине 21 июля 1990 года на Потсдамской площади, долгое время разделенной Берлинской стеной. Шоу наблюдали 300 тысяч человек. Вернувшись к концертному исполнению альбома, Уотерс объездил с ним весь мир, в том числе побывав в Москве и Петербурге.

Алексей Рыбников — Юнона и Авось (1980)

Слово «рок-опера» в СССР было запрещено. Спектакль, музыку к которому написал Алексей Рыбников, а либретто — Андрей Вознесенский, пришлось называть «современная опера». В СССР все поразились, что история на основе реальных событий удивительно легко прошла цензуру.
«Юнона и Авось» — гимн любви без преград и расстояний — стала международно известна и идет в «Ленкоме» до сих пор. Во многом успех обеспечили исполнители главных ролей — Николай Караченцов и Елена Шанина, сыгравшие путешественника графа Николая Резанова и Консепсию де Аргуэльо.

Три современные рок-оперы:

Green Day — American Idiot (2004)

Записав антивоенный альбом об Иисусе из пригорода, поп-панк группа выразила настроение миллионов американцев. Один из самых успешных альбомов десятилетия вернул Green Day в высшую лигу и принес шесть номинаций «Грэмми».

TODD (2011-2012)

Зонг-опера «Короля и Шута» основана на легенде о безумном лондонском цирюльнике Суини Тодде. После смерти Михаила Горшенева главную роль исполняет Роберт Остролуцкий из группы «Собаки Табака».

My Chemical Romance — The Black Parade (2006)

Концептуальная рок-опера о рассказывает о трагической смерти героя, известного как Пациент. Мелодичный яростный панк-рок, мысли о жизни и ее конце.

#рок-музыка
#Pink Floyd
#Green Day
#Статья