О нотах: как научиться читать музыку
10:08, 24 авг.

Чтобы научиться правильно читать музыкальные ноты, важно понимать принципы нотной грамоты и письма. Это пригодится, если вы интересуетесь музыкой

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, понятный музыкантам всего мира, устоявшуюся систему фиксации звуков при помощи специальных символов — нотных знаков. С помощью знаковых обозначений музыкальных нот исполнитель получает информацию о свойствах звука: тембре, высоте, громкости и продолжительности. Нотные записи состоят из самих нот, нотного стана, длительностей, знаков альтерации, размера и тональности.

История названия и происхождения нот

Нотная грамота и история нот зародились во Флоренции, в городе Ареццо, а изобретателем считают монаха Гвидо Аретинского. Он был учителем музыки и хорового пения при храмах, много путешествовал по Италии. Гвидо стремился придумать более легкий способ заучивания мелодий церковных песнопений и разработал систему сольмизации на основе молитвы, которая позже легла в основу нотной грамоты.
Названия всех нот заканчивались на гласный звук, поэтому их было удобно петь. Так появилась современная интерпретация нот:

  • Dominus (do) — Господь.
  • Rerum (re) — материя.
  • Miraculum (mi) — чудо.
  • Familias planetarium (fa) — солнечная система.
  • Solis (sol) — солнце.
  • Lactea Via (la) — Млечный путь.
  • Siderae (si) — небеса.

Латинское обозначение нот стало общепринятым и сохранилось до наших дней. Позже Гвидо начал отмечать ноты знаками: наносил их на четыре параллельные линии. Сегодня принцип написания нот на нотном стане остался прежним, но теперь вместо квадратов, когда-то используемых Гвидо, появились круги.

Высота звука

Все звуки объединены в единую систему — звукоряд. Каждый звук в ряду выстроен по порядку: от самого низкого до высокого. В свою очередь, звукоряд делится на октавы — отрезки, в которых находятся наборы нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Сами ноты записывают на нотном стане — строке, состоящей из пяти параллельных линеек. Линии нумеруют снизу вверх, ноты пишут на линейках, под или над ними, а также между линейками, соответственно. Чем выше расположен нотный знак, тем выше он звучит.
Ноты обозначают пустым или черным кружком. Для более компактной записи к нотам пририсовывают вертикальные линии (штили). В зависимости от длительности звука к штилям с правой стороны добавляют хвосты. Для объединения коротких нотных знаков в группы к ним добавляют горизонтальные полосы.
При записи нот, например, для фортепиано, используют два нотных стана: на верхнем записывают партию для левой руки, на нижнем — для правой. Оба нотоносца объединяют фигурной скобкой.

Ключи

Для обозначения точной высоты звука используют музыкальные ключи: скрипичный, басовый, альтовый. Благодаря ему человек, читающий ноты, понимает, в какой октаве расположены ноты. Ключи упрощают обозначение — не приходится рисовать множество дополнительных линеек на нотном стане.

Какими бывают ноты

Ноты отличаются по продолжительности звучания. По этому принципу музыкальные ноты разделяются на несколько видов:
• целая — длительность выдерживают на счет: раз, два, три, четыре;
• половинная — считается на счет: раз, два;
• четвертная — считается на раз;
• восьмая — счет идет наполовину меньше четверти;
• шестнадцатая — счет вполовину меньше восьмой.
Чтобы понять, чем отличаются ноты, представим, что целая нота — это единица. Тогда все последующие будут составлять какие-либо части от целой: 1/2, 1/4, 1/8, 1/16. Эти виды нот обозначают на нотном стане по-разному. Для удобства восприятия восьмые и шестнадцатые ноты объединяют в группы, соединяя горизонтальными ребрами.

Такты и тактовые четверти

Для организации музыкального времени в композициях используют не только доли, но и более крупные единицы — такты. Чередование разных по длительности долей позволяет добиться ритмичности и своеобразной пульсации музыки.
Это отрезки, которые содержат точно заданное число долей. На нотном стане такты визуально разделяются вертикальными линиями — тактовыми черточками. Число тактов и длительность каждого из них обозначены числовым размером, например, 3/8, 4/4, 6/8. Числители в этом случае указывают на количество долей в такте, а знаменатели — на продолжительность звучания ноты.
Помимо основных обозначений длительности, используют дополнительные знаки.

  • Точка. Ставится справа от ноты и увеличивает продолжительность ее звучания на 1/2.
  • Две точки. Увеличивают длительность на 1/2 и 1/4 ноты.
  • Лига — вытянутая дуга, связывающая две стоящие рядом ноты. Длительности при этом могут быть разными, но продолжительность общего звучания будет равна сумме залигованных нотных символов.
  • Фермата. Символ в виде полукруга с точкой, указывающий на то, что нота может звучать по времени сколько угодно.

Знаки альтерации

Альтерация в нотной грамоте показывает высоту звучания той или ной ноты, повышение или понижение звука на полтона. Знаков альтерации несколько: диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль. Символы ставят перед нотами или справа от ключа. В первом случае знаки действуют только в рамках одной либо нескольких нот, а во втором — действуют на протяжении всего произведения.

Паузы и громкость

Паузы так же, как и ноты, имеют разную продолжительность. Перерывы в звучании нот обозначаются на нотном стане специальными символами. Длительность перерывов аналогична длительности нот.

В нотах всегда указано, как нужно исполнять тот или иной мотив. Для обозначения используют значки в виде латинских букв.
F (forte) — громко.
P (piano) — тихо.
FF (fortissimo) — очень громко.
PP (pianissimo) — очень тихо.
MF (mezzo forte) — умеренно громко.
MP (mezzo piano) — умеренно тихо.

Тональность

Тональность определяет характер мелодии и особенности ее восприятия. Тональность состоит из двух составляющих — тона и наклонения. В нотной грамоте тональность — это звук, на основе которого выстраивается весь звукоряд. Наклонение при этом может быть минорным (печальным) или мажорным (радостным).

#Статья
#Музыка
#классическая музыка
#интересно
#наука
#история