В этой статье расскажем, по каким причинам песни не проходили цензуру в СССР, а также приведем примеры запрещенных песен.
В этой статье расскажем, по каким причинам песни не проходили цензуру в СССР, а также приведем примеры запрещенных песен. Советские люди сталкивались со множеством разных ограничений. Тщательной цензуре подвергались не только литературные произведения, кинематограф и изобразительное искусство, но и музыка. В Советском Союзе нельзя было слушать песни иностранных исполнителей, чье творчество не вписывалось в рамки общепринятого политического устава государства.
Масштабная волна цензурных гонений началась в период власти Сталина. Именно в это время запрещалось все, что, по мнению власти, не соответствовало устоям советского общества. В немилость властных структур попадали многие авторы и композиторы. При этом творческих людей нередко обвиняли в «антинародной пропаганде», «излишнем формализме», многие обвинения носили выдуманный характер.
Так в 1936 году в немилость советской власти попал композитор Д. Шостакович. Это произошло после того, как музыкальный деятель раскритиковал оперу «Тихий Дон», понравившуюся Сталину. Шостаковича обвинили в антинародности, а его произведения были запрещены долгие годы.
В послевоенные годы неугодной считалась вся западная музыка. Так, в список запрещенных направлений стал джаз, рок-н-ролл. Зарубежные исполнители, среди которых оказались Элвис Пресли и The Beatles находились под пристальным вниманием цензоров. Но это не мешало советской молодежи слушать запрещенные песни и танцевать под них твист на тайных квартирных вечеринках.
Услышать песни «битлов» на танцплощадках СССР в то время было невозможно, как и запрещенные песни группы Rolling Stones. Творчество иностранных музыкантов считали растлевающим, более того — подрывающим советские ценности в угоду западным. К слову сказать, пластинками исполнителей успешно торговали спекулянты, поэтому их песенки могли услышать многие советские граждане.
Во времена «хрущевской оттепели» контроль слегка ослабили. В 1964 году появилась студия «Мелодия» — так советские граждане смогли приобретать западные записи вполне легально. Вдобавок меломаны делали записи эфиров радио «Свобода» и «Голос Америки».
Период, когда у власти находился Брежнев, называют эпохой так называемого застоя. Но несмотря на «закрытость», в СССР все-таки проникала запрещенная зарубежная музыка. К слову сказать, в брежневские годы цензура была довольно-таки терпимой в отношении западных музыкантов — проверки не были особенно тщательными.
На танцевальных вечерах и концертах можно было услышать представителей итальянской эстрады, а также шведского квартета ABBA. Кстати, на исполнителей эстрадной музыки власти смотрели сквозь пальцы, а вот рок-музыкантам приходилось туго.
Рок-музыку в Советском Союзе критиковали не только за провокационные тексты, но и за манеру поведения исполнителей на сцене. Но чем больше государственные чиновники запрещали, тем сильнее был интерес людей к этому музыкальному жанру. Среди запрещенной в СССР музыки были такие популярные коллективы, как Scorpions, Kiss, Depeche Mode, Deep Purple.
Гонениям подверглись и отечественные рок-музыканты, а также барды. Так, Владимира Высоцкого власти страны не раз наказывали. Преследованиям подвергся и Булат Окуджава, в песнях которого чиновники усмотрели двойной смысл. Запрещена была «Машина времени», «Аквариум», «Наутилус», «Кино».
В середине 80-х стали появляться так называемые черные списки. Артисты, попадавшие в них, не могли выступать в публичных местах, их музыка попадала под запрет на радиотрансляции. Песни таких музыкантов не крутили на дискотеках, иными словами, опальным исполнителям объявляли бойкот.
Случалось, то на музыкантов даже заводили уголовные дела. Так, лидера группы «Воскресение» обвинили в ведении частной предпринимательской деятельности, связанной с продажей билетов на концерты. Аналогичная участь постигла и Евгения Морозова из группы «ДК».
В список запретных песен попали как зарубежные, так и российские композиции. Среди них были не только отдельные произведения, но и целые сборники. В список попали песни авторов-исполнителей: Токарева, Розенбаума, Братьев Жемчужных, группы «Одесситы».
В те годы, чтобы легально выступать на сцене, необходимо было входить в состав Москонцента, Ленконцента или входить в состав какой-либо другой концертной организации. Именно в них были худсоветы, которые решали вопросы с репертуаром и ставками.
До осени 1986 года рок-музыканты могли играть только в стенах специальных рок-клубов. При этом на каждое выступление требовалось разрешение — его выдавали специальные люди. Примечательно, что в восьмидесятые чаще запрещали не исполнение отдельных песен, а именно концерты групп.
Худсоветы существовали в СССР повсеместно. Они определяли художественную ценность композиций, давали оценку его художественной ценности, определяли, соответствует ли музыка принятым идеологическим нормам. Все, что не вписывалось в установленные рамки, отсеивалось. Без соответствующего разрешения со стороны совета выступать и выпускать песни были невозможно.
Постоянного состава у худсоветов не было. Каждое произведение оценивали разные люди. Худсовет состоял из деятелей культуры, а также представителей государственных организаций и партий. Членов совета назначали руководители партий, администраций и культурных учреждений.
Жесткий хлыст цензуры не сломил стремление к творческой реализации советских исполнителей и не слишком пугал ценителей хорошей зарубежной музыки. Люди всегда находили варианты и обходили существующие запреты.
К слову, в музыкальном мире тех лет был популярен самиздат. Так называли не только нелегально напечатанные книги, но и самостоятельно изготовленные сборники запрещенной музыки.
Интересный момент состоял в том, что при СССР практически открыто звучала так называемые блатные песни. По большей части их использовали в кинематографе для иллюстрации отрицательных персонажей. К таким песням можно отнести «Пиковую даму» и «Кралечку», написанные поэтом Карпенко и композитором Эшпаем. Прозвучала эта композиция в киноленте «Страницы былого», снятой на Одесской киностудии.
Среди музыкантов много тех, кто так и не смог прорваться сквозь сети советской цензуры. По большей части табуированными были именно иностранные исполнители, а чаще всего рок-музыканты, которые сегодня достаточно известны в России.
Не обошла стороной цензура и советских исполнителей. Существовал даже официальный закон — № 361, где были прописаны названия запрещенных групп. В него попали:
При этом СМИ постоянно выпускали материалы, высмеивающие рок-исполнителей и музыкантов других жанров. Таким образов правящая партия пыталась влиять на формирование вкусов советских граждан.
Песни запрещали вплоть до 1988 года. Одним из громких эпизодов 80-х стал арест Александра Новикова за его альбом «Зимний извозчик». Язвительные зарисовки о социалистическом строе обошлись музыканту дорого — по приговору он получил 10 лет тюрьмы.
Следом за Новиковым советские власти наказали Никиту Джигурду, который в 1986 году записал цикл альбомов: «Перестройка», «Ускорение», «Гласность». В них он прямым текстом ругал антиалкогольную кампанию, ползущие вверх цены, клеймил все перестроечные пороки. Более того, актер и музыкант пел на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой Владимира Высоцкого. Конечно, такое творчество не осталось незамеченным — власти отправили Джигурду в психиатрическую клинику.
Постепенно музыкальный рынок становился свободнее, появились клубы коллекционеров звукозаписей, а чуть позже — различные онлайн-чарты, музыкальные приложения и бесплатные стриминговые сервисы, в которых собрано множество новых хитов и хороших советских песен.