Открытия, которые изменили музыку
13:27, 19 апр.
От фонографа до стримингов

Фонограф (1877)

Первым в мире звукозаписывающим устройство стал фоноавтограф, изобретение французского библиотекаря-стенографиста Эдуарда-Леона Скотт де Мартенвиля. Принцип работы такой: рупор соединятся с пером, с помощью которого звуковые волны записываются — вернее, процарапываются — на закопченных листах бумаги. Самая ранняя сохранившаяся запись — это французская народная песня Au Clair de la Lune. Кстати, сделана она была 9 апреля 1860 года — недавно было 162 года с этого момента.
Сегодня исследователи считают, что Мартенвиль стремился не воспроизвести звук, а только его запечатлеть. Прибор, который и записывал, и проигрывал звук, изобрел американец Томас Эдисон. Только полоски бумаги, телефонная диафрагма, игла и голос понадобились изобретателю, чтобы 12 августа 1877 года записать потешку «У Мэри был ягненочек».
Так звучит более современная версия того же стишка

Микрофон (1877)

Термин «микрофон» еще в 1827 году использовал сэр Чарльз Уитстон, открывший, что звук передается по металлическим и стеклянным стержням.
Прошло 50 лет, и изобретатель Дэвид Эдвард Хьюз придумал следующую конструкцию. Он взял заостренный на концах угольный стержень и два угольных блока, прикрепленных к тонкой пластине. Эти блоки поддерживали стержень в вертикальным положении. С помощью проводов они соединялись с батареей и слуховой трубкой.
Под воздействием звука в стержне возникают механические колебания. Эти колебания влияют на электрическое сопротивление — оно образуется там, где стержень контактирует с блоками. Если пропустить постоянный ток через цепь, появятся изменения напряжения — они в итоге и передаются на слуховой аппарат.
При демонстрации Хьюз усилил звук скребущихся насекомых. Запатентовал микрофон в итоге тот же Эдисон, который увеличил дальность сигнала.

Наушники (1910)

Еще в конце XIX века появились устройства, благодаря которым аудиозаписями наслаждался только один человек — такие, в частности, поставляла компания Electrophone. Но эти устройства весом более четырех килограмм не надевали на голову — их приходилось держать на плечах.
Первый прототип современных наушников собрал Натаниэл Болдуин, электрик и мормон из Юты. Частные инвесторы не поняли ценность «гарнитуры», зато изобретением Болдуина заинтересовался военно-морской флот. Несмотря на высокий спрос на полезную для связи технологию, Болдуину приходилось ограничиваться партиями по 10 штук — он собирал их у себя на кухне.

Виктрола (1925)

Рупор этого граммофона компании Victor находился внутри корпуса, а не в воздухе. Аппарат выглядел практичнее и элегантнее — и потому пользовался популярностью. Эдисона это сильно раздражало.

Магнитная пленка (1928)

В 1927 году немецко-австрийский инженер Фриц Пфлеймер методом проб и ошибок нашел альтернативу магнитным проводам. Пфлеймер покрыл порошком оксида железа тонкую бумагу, в качестве клея используя лак, — и запатентовал первую в мире магнитную записывающую ленту.

Долгоиграющая пластинка (1931)

RCA Victor выпустила первые пластинки, которые успехом не пользовались — то ли из-за дороговизны материала в эпоху Великой депрессии, то ли из-за некачественного звука. В 1948 году Columbia Records представила 12-дюймовые пластинки на 33 ⅓ оборота в минуту, а та же RCA Victor в 1949-м — 7-дюймовые на 45 оборотов. Началась «Битва скоростей». Но в итоге оба формата нашли применение: вариант Columbia стал использоваться для альбомов, а RCA Victor — для синглов.

Magnetophon (1935)

Первый катушечный магнитофон для повседневного использования представила немецкая компания AEG. Записи для него поначалу были искаженными и непонятными, но уже через четыре года ленты стали четче. Почитайте более полную (и удивительную!) историю создания магнитофона.

Двухканальное стерео (1937)

Целью изобретения Bell Labs было улучшить опыт просмотра фильмов и открыть новое кинематографическое измерение. Через три года Disney ухватилась за технологию и выпустила «Фантазию» — первый коммерческий студийный фильм, усиленный высококачественным стереозвуком.

Вокодер (1940)

Инструменты для управления высотой тона певца использовались во время Второй мировой войны, чтобы зашифровывать переговоры между Рузвельтом и Черчиллем. Три десятилетия спустя Kraftwerk сделали вокодеры повсеместными в музыке.

Транзисторное радио Regency TR-1 (1954)

Первую доступную модель приемников выпустили компании Regency и Texas Instruments. Благодаря Regency TR-1 рок-н-ролл пошёл в массы.

Усилитель Marshall JTM45 (1962)

Музыканты хотели найти альтернативу усилителям Fender. Джим Маршалл, Кен Бран и Дадли Крэйвен дали им ее, сделав более крупные закрытые корпуса и эффектные динамики. Пит Тауншенд, Эрик Клэптон и другие предпочли именно этот мощный звук.

Компакт-кассета Philips (1963)

Компании от Германии до США стремились разработать подходящий магнитофонный носитель, но решения оказывались не востребованы. Изобретение Philips, представленное на выставке IFA 1963 года в Берлине, было революционным — благодаря размеру, возможности записывать и воспроизводить звуки.
Отдельно распространенным в США стал формат Stereo 8, или 8-Track — он активно применялся в автомобилях.

Вертушки (проигрыватель) Technics SL-1200 (1972)

Любимая модель хип-хоп-диджеев и самая популярная вертушка. Улучшенная регулировка высоты тона, прямой привод для точной и ровной скорости, мотор с высоким крутящим моментом для скретчей — благодаря этим качествам SL-1200, которая перестала выпускаться в 2010-м, остается востребованной среди аудиофилов.

Плеер Walkman (1979)

Исполнительный директор Sony Масару Ибука много путешествовал и хотел создать для прослушивания музыки нечто компактнее кассетного магнитофона. В Америке его портативное изобретение называли Soundabout, в Австралии и Швеции — Freestyle, в Британии — Stowaway. Sony не думала, что технология станет популярной, так как поначалу дорого стоила — но выяснилось, что меломаны мечтали брать с собой музыку куда угодно.

Компакт-диск (1982)

Philips и Sony долго ломали голову над диском, который в итоге затмил кассеты и винил как самые популярные носители. Оказалось, что нужно было задействовать отражения лазерных лучей от поверхности, которые преобразовывали цифровые данные в аналоговый звук.

Сэмплер Akai S900 (1986)

Первый профессиональный сэмплер позволял хранить и редактировать до 32 повторно используемых звуковых отрывков. Из достоинств — удобные возможности редактирования и программирования, например, зацикливания и перекрестного затухания. Модель с увеличенным объемом памяти S950 использовалась всеми — Fatboy Slim, Moby, Depeche Mode, Sneaker Pimps, A Guy Called Gerald..

Всемирная паутина (1989)

Rolling Stone называет изобретение ученого-компьютерщика Тима Бернерса-Ли «фонографом своего века и даже больше». Распространение, прослушивание, создание музыки — Сеть изменила все.

Pro Tools (1991)

Мультидорожечная система записи и редактирования позволила каждому желающему ощутить за компьютером, будто он(а) работает в Abbey Road или Sun Studios. Используется как любителями, так и профессионалами.

MP3 (1995)

Инженер-математик Карлхайнц Бранденбург, которого называют «отцом MP3», исследовал методы сжатия музыки еще с 1977 года. Разработанный им в итоге формат на долгое время стал определяющим. MP3 означает MPEG Audio Layer III — стандарт сжатия звука, который уменьшает размер любого музыкального файла практически без потери качества. Используя аудиокодирование MPEG, возможно уменьшить исходные данные с компакт-диска в 12 раз без потери качества звука.

Автотюн (1997)

Используя ту же технологию цифровой обработки сигналов (DSP), что и для измерения сейсмических данных, геофизик Энди Хильдебранд впервые запатентовал программное обеспечение Infinity для зацикливания сэмплов и плагинов Pro Tools. Прославила Хильдебранда Auto-Tune — программа на базе DSP, используемая для корректировки вокала и инструментов.
Заглавный трек — хрестоматийный пример автотюна в песне

iPod (2001)

CD-плееры была не ровня плееру с 5ГБ (а потом — больше) песен, отсортированных по алфавиту и прокручиваемых с помощью колесика управления.

GarageBand (2004)

Цифровая звуковая рабочая станция для владельцев устройств Apple с дружественным и интуитивно понятным интерфейсом. Сколько великой музыки было сделано в Garageband — не перечесть. Со встроенного бесплатного лупа Vintage Funk Kit 03 начинается хит Рианны «Umbrella». Прорывной альбом «Visions» Граймс записала целиком в этой программе.

Soundcloud (2007)

Алекс Льюнг и Эрик Вальфорс создали более простую, чем MySpace, платформу для обмена песнями друг с другом. К 2013 году их аудиофильский YouTube привлек более 200 миллионов человек по всему миру. Пункт, в котором должны быть все стриминг-сервисы!

#история
#Fatboy Slim
#Moby
#Статья