Итоги 2021: Книги о музыке вышедшие на русском
10:43, 30 дек.
Самые свежие идеи и самые интересные истории находятся в книгах. Не пропустите!

Саймон Рейнольдс «Все порви, начни сначала» (издательство «ШУМ»)

История постпанка как жанра и эпохи. Автор — один из самых прославленных в мире музыкальных журналистов — понимает термин максимально широко: пишет он и про The Fall с Joy Division, и про Depeche Mode с Devo. Рейнольдс собирает исчерпывающую фактуру и детально исследует явления, при этом на протяжении всей книги остается удивительно увлекательным рассказчиком.

Марк Фишер «Призраки моей жизни» (издательство «НЛО»)

Сборник текстов критика-теоретика, идеи которого были чрезвычайно влиятельны в 2000-х—2010-х. «Тексты о хонтологии, депрессии и утраченном будущем» актуальны и сегодня — их обсуждают в ридинг-группах и цитируют в публицистике. В центре социального анализа Фишера — к несчастью, покончившего с собой в 48 лет, через три года после выхода «Призраков...» в оригинале — электронная музыка. Burial, Джон Фокс, Джеймс Блейк — такого взгляда на них больше ни у кого не найти.

Максим Семеляк «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования» (издательство Individuum)

Эта книга мимо всех известных литературных жанров — автор называет ее «документальное, местами клиническое исследование». Кажется, она том, как отдельно взятая панк-группа произвела эффект на отдельно взятого журналиста. Но в действительности «лирическое исследование» — коллаж воспоминаний, впечатлений, разговоров, домыслов — получилось о чем-то гораздо большем.

«Не надо стесняться» (под редакцией Александра Горбачева) (издательство «ИМИ»)

Книга выросла из номера журнала «Афиши» 2011 года и посвящена 169 постсоветским поп-хитам c 1991-го по 2021-й годы. Состоит она из небольших описаний и интервью с продюсерами, исполнителями, композиторами, режиссерами клипов и другими причастными к созданию песен, которые многие из нас знают наизусть не по своей воле. Слушайте их в плейлистах «Русский поп 1990-х» и «История русской поп-музыки» и читайте, как эти песни создавались.

Джон Кейдж «Неопределенность» (издательство Jaromir Hladik press)

Эти 90 разрозненных фрагментов великий композитор и теоретикнаписал в качестве лекции. 60 таких фрагментов были опубликованы в книге «Тишина» в разделе «Неопределенность», а еще 30 — разбросаны по книге. Кажется, что рассуждения о ценности грибного кетчупа и заметки о художнице Соне Секуле мало относятся к музыке, но это еще как посмотреть. Полное название — «Неопределенность: новый аспект формы в инструментальной и электронной музыке» — как минимум наталкивает на мысли.

Дэвид Дж. Хаскинс. «Кто убил господина Лунный Свет? Bauhaus, черная магика и благословение» (издательство «Кабинетный ученый»)

Автобиография басиста одной из влиятельнейшихготик-рок-групп в истории. О гастрольных безумствах и рок-н-ролльных историях конца 1970-х—начала 1980-х Хаскин пишет очень открыто и зачастую без прикрас. Есть даже детали магических ритуалов и описания поездок к Уильяму Берроузу. А еще — подробности о воссоединении группы и сопутствующих трудностях.

Майкл Питер Бэлзари «Моя безумная история: автобиография бас-гитариста RHCP (Acid for the children)» (издательство «Бомбора»)

«Маленький белокурый мальчик из Австралии», как он себя называет, прославился как басист одной из успешнейших рок-групп. Но книгу Фли стремился написать именно как литературное произведения и посвятить не столько музыкальному закулисью, сколько своему становлению. Получились глубоко личные и увлекательно написанные мемуары.

Дэниел Левитин «На музыке. Наука о человеческой одержимости звуком» (издательство «Альпина нон-фикшн»)

Автор книги — музыкант и нейробиолог — заявляет, что музыка фундаментальна для всего нашего вида. Как композиторы, от классиков до рокеров, добиваются того, что слушать их произведения нам очень приятно? Почему мы вообще воспринимаем и создаем музыку именно так, а не иначе? Книга больше года была в различных списках бестселлеров и переведена на 18 языков.

Гарет Мерфи «Ковбои и индейцы. История индустрии звукозаписи» (издательство «Шум»)

В этой истории музыкальной индустрии упор сделан на «рекордменов». Продюсеры, владельцы лейблов, идеологи, визионеры — автор взял более ста интервью у участников музыкальной индустрии. Через призму их сложных взаимоотношений Мерфи и рассказывает историю, причем делает это максимально основательно. Для российского издания автор написал предисловие и обновил последнюю главу, проведя исторические параллели до 2020 года.

Игорь Стравинский «Музыкальная поэтика» (издательство «АСТ»)

Великий композитор  изложил свои взгляды на творчество в цикле лекций, которые прочитал студентам Гарварда в 1939–1940 годах. Что лежало в основе революционных произведений Стравинского — и стоит ли их называть именно «революционными»? Что, по Стравинскому, есть музыка и не-музыка? Почему догматизм — это нечто не только неплохое, но даже и фундаментальное? О том и лекции.

#интересно
#история
#Статья