Лучшие сериалы XXI века и их саундтреки
12:32, 27 окт.
206 телеэкспертов из 43 стран определили лучшие сериалы столетия. BBC Culture подвел итоги опроса. А мы рассказываем о музыке, которая звучит в самых главных телешоу.

В последние годы культурный отдел BBC Culture проводит регулярные опросы кинокритиков, экспертов и представителей индустрии со всего мира, выбирая лучшие фильмы в разных категориях.
В этом году пришла очередь телевидения. Как пишет издание, именно «телевидение сыграло решающую роль в наших жизнях в последние 18 месяцев, когда мы в равной мере полагались на него как на информацию, развлечение, утешение и вдохновение».
В итоговом списке нет многих очевидных сериалов вроде «Друзей» и «Клана Сопрано» — все потому, что здесь именно сериалы, стартовавшие в XXI веке. Вот какие шоу в список попали — и какое место в них занимала музыка.

«Чернобыль» (Chernobyl) (2019) — 15 место

Саундтрек для мини-сериала о страшнейшней техногенной катастрофе сочинила исландская композитор и виолончелистка Хильдур Гуднадоуттир. Каждый звук, который можно услышать ее в потрясающей музыке, записан с реальной электростанции. Гуднадоуттир делала полевые записи насосов, реакторов и турбин на заводе в Литве, ныне выведенном из эксплуатации, — там и снимался сериал.
Любопытный факт: когда композитор узнала, что за «Чернобыль» ее номинировали на «Эмми», Гуднадоуттир собирала последние правки для винилового издания саундтрека к «Джокеру». За «Чернобыль» композитор выиграла «Эмми» и еще удостоилась «Грэмми», а за «Джокера» — «Оскара».

«Атланта» (Atlanta) (2016-) — 14 место

«Атланта» — сериал странный и этой странностью крайне привлекательный. Прежде всего, это сериал о музыке. Создатель и исполнитель главной роли Дональд Гловер в нашем с вами мире известен как рэпер Childish Gambino. А в мире «Атланты» карьеру рэпера развивает его двоюродный брат, известный слушателям как Paper Boi.
СберЗвук собрал плейлист с музыкой, которая играет в сериале. Прежде всего это, конечно, хип-хоп (кто смотрел, не забудет камео группы Migos). Но есть и другая черная классика вроде Нины Симон и соул-группы The Delfonics. Кстати, как раз под их песню из дома в памятной сцене степенно выходит аллигатор.

«Твин Пикс: Возвращение» (Twin Peaks: The Return) (2017) — 13 место

Он же третий сезон культового сериала с неповторимой мистической атмосферой. Как всегда у Линча — который, кстати, сам музыкант — саундтрек играет очень большую роль. В нем и новая версия великой мелодии Анджело Бадаламенти, и «Лунная соната» с «Танцем маленьких лебедей».

«Конь БоДжек» (BoJack Horseman) (2014-2020) — 11 место

Дезориентирующая вступительная тема; интро к ситкому внутри сериала «Horsin’ Around»; музыка мистера Пинетбаттера; титровая «Back in the 90’s», под которую какие только чувства не переживал зритель, — поклонникам анимационного сериала о звезде шоу 1990-х точно будет интересно изучить саундтрек. Композитору Джесси Новаку в свою очередь было весело над ним работать — особенно экспериментировать с разнообразными жанровыми пародиями.

«Наследники» («Succession») (2018-) — 10 место

Сатирическая семейная драма о родственниках, борящихся за президентское кресло медиаимперии. Самое замечательное в саундтреке Николаса Брителла — заглавная тема. Бит, диссонирующие фортепианные аккорды, драматические струнные — запоминается враз.
«Если бы семья Роев могла представить свою собственную музыку, что бы это была за музыка? Я стал теоретизировать, что это был бы мрачный, классический звук», — объяснял NME Брителл историю сочинения. Музыка должна была быть настолько же смешной, насколько и цепкой — прямо как сам сериал. Еще композитор стремился внедрить хип-хоповый элемент — и после премьеры появилась версия интро с читкой Пуши Ти.

«Оставленные» («The Leftovers») (2014-2017) — 7 место

Очень необычный сериал по мотивам романа Тома Перротты. Действие «Оставленных» разворачивается через три года после необъяснимого исчезновения 140 миллионов человек (2% населения мира).
Музыку написал прославленный неоклассик Макс Рихтер. Основные выбранные композитором инструменты — челеста, фортепиано и арфа — символизируют для него процесс распада. В интервью Indiewire он говорил, что отталкивался от «очень эмоциональных и интимных историй», связанных с влиянием исчезновения на героев сериала. Еще тут есть музыка, которая служит «психологическим ландшафтом» определенного ритуального свойства.

«Игра престолов» («Game of Thrones») (2011-2019) — 5 место

Главный эпос современности, основанный на цикле романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Именно этот сериал превратил автора саундтрека Рамина Джавади в рок-звезду. Немецко-иранский композитор еще написал музыку к «Варкрафту», «Железному человеку», «Тихоокеанскому рубежу» и многим другим фильмам, играм и сериалам. Но прославил Джавади именно эпический саундтрек со скорбными струнными и разнообразными духовыми, среди которых валторна и дудук.
Очень часто в музыке сериала чувствуется что-то апокалиптичное и зловещее. Конечно, она во многом типична для фэнтэзи-произведений, но есть и свои особенности. Так, создатели шоу запретили Джавади использовать флейту — очень уж много ее во «Властелине колец». Фортепиано тоже долгое время было нехарактерно для саундтрека, пока Джавади не засел за ключевой эпизод в финале шестого сезона. Он пробовал для него разные инструменты, но для произведения, ставшего известным как «Light of the Seven», подошли именно холодные клавишные.

«Во все тяжкие» (Breaking Bad) (2008-2013) — 3 место

Саундтрек к криминальной драме о производстве наркотиков написал американский композитор Дейв Портер. Брайан Крэнстон — исполнитель главной роли Уолтера Уайта, учителя химии, который заболел неоперабельным раком легким и решил заработать на будущее семьи продажей метамфетамина — сказал: своей музыкой Портер создает еще одного персонажа сериала.
Минимализм, классическая музыка, эмбиент, американа, индастриал. Всю эту палитру жанров Портер создает с помощью этнических инструментов со всего мира, а также винтажных синтезаторов, которые давно коллекционирует. Особенно для сериала подошли африканские барабаны с японскими флейтами, говорил композитор. В основном Портер писал музыку с помощью импровизацией — а в сериале напряжение во многом создается именно благодаря взаимодействию его саундтрека с актерской игрой. С каждым сезоном музыка меняется и развивается вместе с персонажами, непростыми и неоднозначными.

«Безумцы» («Mad Men») (2007-2015) — 2 место

История манхэттенского рекламного агентства «Стерлинг-Купер» — один из самых популярных сериалов XXI века, по-особенному изображающий Америку 1960-х. В сюжет вплетены все важнейшие события того десятилетия — от президентских выборов до войн в Корее и Вьетнаме. Разумеется, в нем нашлось место и музыке.
Поклонники заметили и оценили внимание создателя Мэтью Вайнера к музыкальным мелочам и составили списки каждой песни, звучащей в каждой серии, рассказывает NPR. В альбоме-саундтреке — некоторые из этих песен, незабываемая «Zou Bisou Bisou» в исполнении Джессики Паре и, конечно, тема RJD2 из заставки.

«Прослушка» (The Wire) (2002-2008) — 1 место

Балтиморская сага гипнотизирует зрителя головокружительными сюжетными линиями, реалистичностью проработанных деталей и потрясающей актерской игрой. Сайт Pitchfork в рецензии на саундтрек назвал «Прослушку» «лучшим, что случилось с телевидением со времен пульта дистанционного управления».
Подход к музыке в сериале натуралистичный. Она играет в машинах, барах, плеерах персонажей — и никогда не звучит лишний раз. А самые незабываемые музыкальные моменты связаны с разговорами. Например, когда Крис Партлоу вычисляет нью-йоркских, «чужих», дилеров по тому, знают ли они андеграундную балтиморскую сцену.
В заставке каждой серии играет «Way Down in the Hole» Тома Уэйтса — во всех сезонах в разных версиях. А в официальном издании саундтрека " песни чередуются с легендарными фразами героев сериала — прямо как в знакомом российским слушателям сборнике музыки к «Брату 2».

#сериалы
#саундтреки
#Okko
#Статья