Почему кричат фанатки
11:07, 5 июль

Все знают, как выглядят кричащие поклонницы музыкантов. Но почему они кричат?

О том, что бывает с военными летчиками, аквалангистами и тяжелоатлетами, которые перенапрягали дыхательные пути, врачи давно в курсе, но в недавнем материале The Atlantic описан случай, когда «сильный крик во время поп-концертов» может иметь те же физические последствия.
16-летняя девушка прибыла в Юго-Западный медицинский центр Техасского университета в тяжелом состоянии. У нее была одышка, но грудь не болела. Пространства позади ее горла, вокруг сердца и между легкими и грудной стенкой были заполнены воздушными карманами, подтвердил рентген, и ее легкие были слегка разрушены. Врачи были сбиты с толку, пока девушка не сказала, что накануне вечером несколько часов кричала в Далласе, встретив группу One Directionво время турне «Where We Are». Врачи предположили, что из-за напряжения у нее открылось небольшое отверстие в дыхательных путях.
Девушке дали дополнительный кислород и оставили на ночь для наблюдения. Она не нуждалась в лечении, и ведущий врач написал, что такой случай «еще не описан в медицинской литературе».

От Валле до ‘N Sync

Еще в 1960-х тысячи фанаток встречали в аэропортах группу The Beatles, а когда 9 февраля 1964 года ливерпульцы появилась на шоу Эда Салливана — перед 73 миллионами телезрителей! — последние слова вступления ведущего заглушил дикий рев фанаток, который сопровождал все песни. Собственно, это была одна из причин, по которой группа перестала давать концерты — музыканты просто не слышали, что они играют, как и все остальные в зале.
Феномен фанатства существовал и до The Beatles. В 1929 году обозреватель New York Daily News Марк Хеллингер написал материал о певце, саксофонисте, бэнд-лидере и суперзвезде Руди Валле, назвав его «несносным». Хеллингер был уверен, что женщины — «50-летние, прыгающие, будто им 15» — вскоре забудут о Валле. А женщины в ответ засыпали журналистами тысячами писем — некоторые угрожали расправой или советовали ему повеситься. Когда Бен Гросс из New York Sunday News опубликовал негативную колонку о Валле, одна поклонница написала ему: «Самой сладкой музыкой для моих ушей было бы услышать, как Руди играет марш на ваших с Хеллингером похоронах». Правда, судя по доступным видео с выступлений Валле, на концертах его не заглушали — времена и нравы были еще не те, что начались с 1960-х.

Как замечает PsychologyToday, сегодняшние фанатки во многом подражают ритуальным воплям предшествовавших им поколений. При этом любопытно, что концерты Майли Сайрус и Тейлор Свифт не вызывают такой же реакции, как выступления One Direction или Эда Ширана.
«Звук — это энергия, — говорит Джей Си Чейсез, экс-участник бойз-бенда ‘N Sync. — И производит его весь зал, а не только люди на сцене. Поэтому, когда аудитория резонирует с каждым человеком, который производит звук, это захватывает». Крики, которые чаще всего привлекали внимание певца на сцене во время расцвета ‘N Sync, исходили от «группок из трех или четырех человек»: «Они держались за руки и прыгали вверх-вниз, крича вместе».

Для воссоединившихся бойз-бэндов крик всегда будет барометром успеха. «Вы должны знать, как довести каждую сторону здания до одинакового уровня децибел», — говорит в материале The Washington PostМайкл Бивинс, 45-летний вокалист, гастролировавший с бойз-группой 1980-х New Edition. — Если нет крика, есть разочарование«. Его опыт подтверждает — крику все возрасты покорны. Летом 2014 года — почти через 30 лет после выхода хита группы «Cool It Now» — первые поклонницы New Edition уже достигли среднего возраста, но они все еще пришли посмотреть на концерт группы. Крики звучали иначе — но ритуал сохранился. «Их голоса громче! — говорит Бивинс. — Но это все то же самое чувство. Они кричат о том же, о чем кричали, когда мы были юны».

И люди, и звери

Вообще, почему люди вообще кричат? Мы разделяем этот феномен со многими другими животными, и вокализации довольно консервативны в акустическом отношении даже у очень разных видов. Вы бы распознали крик как крик — независимо от того, был он издан другим человеком, шимпанзе, козой или кроликом. Впрочем, люди кричат в гораздо большем разнообразии контекстов, чем другие виды — те, как правило, делают так только в ответ на угрозу хищничества или во время нападения.
«Мы кричим как вид, — говорит Гарольд Гузулес, который собирает аудиотеку человеческих криков. — Эволюционно это, вероятно, возникло как способ напугать хищника. Но по мере того, как [люди] развивались в социальном плане, взаимодействие усложнялось, и крики могли выполнять определенную функцию внутри социальной группы».

В детстве эффективность нашего крика часто усиливается с помощью игры. «Я могу представить себе древних людей, которые кричали так же, как сегодня играющие во дворе дети», — говорит Гузулес. Пока не проведено достаточного количества исследований для ответа на вопросы, почему именно дети кричат. Действительно ли эта тенденция типична для вида и выполняет коммуникативные, возможно, даже адаптивные функции — до конца не известно. Часто это объясняется тем, что детям нравится быть громкими и привлекать к себе внимание, а также тем, что им не хватает вербальных навыков, чтобы выражать эмоции более тонкими и нюансированными способами.
«Крик — это способ контролировать ситуацию, — объясняет Мишель Яннинг, профессор социологии в колледже Уитмена в Уолла-Уолла, штат Вашингтон. — Когда ты ребенок — а особенно когда ты девочка — у тебя нет контроля. Молодые люди не обладают громким голосом в обществе, поэтому крик в таком пространстве — это способ заявить о себе. Буквально».

Волнение, удовольствие или страдание — не суть, что именно выражает крик; в конечном счете, это форма общения, и его основное послание почти всегда одно и то же: «Я здесь!»
У социологов есть разные названия для разных типов толп. Шумные, собирающиеся на поп-концертах, квалифицируются как «экспрессивная толпа» — на подобных сборищах участникам дается негласное разрешение отказаться от приличий и выйти из себя. «Когда мужчины орут на спортивном мероприятии, это очень похоже на крики, которые раздаются на концерте One Direction, — утверждает писательница Рэйчел Симмонс. — Было бы неправильно, если бы мужчины делали это где-нибудь еще. Но спортивное мероприятие санкционирует такое поведение».

Симмонс — автор книги «Проклятие хорошей девочки», в которой она утверждает, что молодых женщин несправедливо просят втиснуться в невозможную форму вежливости и скромности. Она утверждает, что концерт — это уникальное событие, которое дает девушкам редкую возможность вырваться из этих ролей: «Концерт — это оазис от повседневных правил быть хорошими девочками. Кричать — это значит отпустить и выйти за рамки того, чтобы быть застенчивым угодником». Это один из способов объяснить, почему так много концертов заполнено кричащими девочками, а не кричащими мальчиками.
По мнению Симмонс, девочек подросткового возраста действительно интересует принятие сверстниц и сверстников: «Но в фанатстве и общении с фанатками есть элемент соперничества, и крик — это его выражение. Так что девушки делают это не только для того, чтобы заявить о своей страсти к группе, но и для того, чтобы посоревноваться друг с другом и дать понять: „Это то, что меня волнует“. Отчасти это соревнование, но отчасти и способ установить связь. Для девочек в подростковом возрасте это очень сложный и важный процесс».

#Музыка
#Статья
#интересно
#наука