Женщины в электронике
19:07, 8 март
Передовая электронная музыка с женским лицом

Есть такой фильм — «Sisters with Transistors», «Сестры с транзисторами». (Показывавший его российский кинофестиваль перевел название как «Электросестры».) Полуторачасовая документалка посвящена феминистическому переосмыслению прошлого и настоящего — и рассказывает о женщинах-первооткрывательницах в электронной музыке.

«Скорее импрессионистская ода, чем исчерпывающий исторический документ», как пишет Pitchfork, «Электросестры» — одно из многих и принципиально неокончательных высказываний на актуальную тему. Фильм «Underplayed», например, раскрывает историю борьбы девушек с дискриминацией. Там упоминаются десятки чисто женских коллективов, включая Discwoman, female:pressure, NÓTT — все они осуждают реалии сексистской индустрии по всему миру.

«Sisters with Transistors» сопровождается рассказом Лори Андерсон, подчеркивающей, что технология — это средство самовыражения, благодаря которому возможно изменить границы всего: музыки, композиции, социального мира. «Голоса усиливаются, а тишина нарушается. Пространства становятся общими», — говорит Андерсон в конце фильма. Музыкальный мир и его историческая перспектива меняются — чтобы попасть в будущее, знать этих великих композиторок и исполнительниц обязательно.

Сьюзан Чани

«Дива диода» — так называет себя Чани, пять раз номинированная на «Грэмми». В первую очередь она знаменита работой с модульным синтезатором Buchla. Нью-эйджевые композиции Чани звучали в фильмах, играх и бесчисленных рекламных роликах — например, она придумала звук «pop and pour» («выпей и налей») для Coca Cola.
Еще одна знаковая работа — автомат для игры в пинбол «Xenon»: Чани написала к нему музыку и озвучила женский робоголос. О жизни и новаторстве электронщицы сняли фильм «A Life in Waves». Самая известная последовательница Чани в России — экс-участница группы «Наадя» Мария Теряева.

Дафна Орам

В СССР в 1966 году была основана Московская экспериментальная студия электронной музыки, где работали Эдуард Артемьев, Софья Губайдулина и многие другие. В Британии же была BBC Radiophonic Workshop (Радиофоническая мастерская Би-би-си) — одно из подразделений звуковых эффектов, отвечавших за музыку для радио и позже телевидения.
На этом подразделении работали немало замечательных музыкантов, а его соучредительницей была Дафна Орам. Судя по фотографиям в огромных студиях, ее в одинаковой степени можно считать ученой и музыкантом. Так, Орам была одной из первых, кто вживую, то есть в реальном времени, применил электронную обработку звука оркестра и пленки — то, что сегодня кажется нормальным, когда-то было новаторством и экспериментаторством.

«Невоспетая героиня британской электроники» — так называют еще одну ведущую фигуру Радиофонической мастерской. Как пишет AllMusic, Дербишир следует рассматривать наряду с Карлхайнцем Штокхаузеном и Раймондом Скоттом как одну из ключевых фигур, продвинувших электронную музыку вперед. Перед работой с BBC, кстати, Дербишир столкнулась с сексизмом — компания Decca Records сообщила ей об отказе нанимать женщин для работы в своих студиях звукозаписи.
Главное достижение Дербишир — узнаваемая тема из научно-фантастического сериала «Доктора Кто». Даже после нее путь сочинительницы был непростым: Радиофоническая мастерская отвергала многие ее работы как странные или сложные. Зато Aphex Twin и The Chemical Brothers называли ее своей вдохновительницей.

Элиан Радиг

Композиторша из Франции вот уже много десятилетий пишет музыку медленную и минималистичную. Ее музыка состоит из времени, тишины и пространства. Самое известное произведение Радиг — вдохновленная буддизмом «Трилогия смерти» — длится три часа и как будто символизирует пустоту. В свое время Радиг сильно вдохновилась передаваемым по радио шумовым коллажем «Étude aux Chemins de Fer» Пьера Шеффера. Шефферу она первое время и ассистировала, а заодно экспериментировала самостоятельно. Сейчас ее называют «бабушкой дроуна», хотя сама Радиг не любит такое определение.

Jlin

Женщины продолжают двигать электронную музыку вперед. Один из ярких примеров — Джеррилинн Паттон из Индианы. Она взяла чикагский жанр футворк и творчески-технически его переработала. Так со структурой бита и синтезаторными текстурами еще никто не работал.

#история
#Статья