Журнал DJMag исследовал историю кинематографа и опубликовал хронологический список саундтреков, по звуковым достоинствам и значению заслуживших место в каноне.
Один из первых электронных саундтреков сочинили Бебе и Луи Бэрроны. Их музыка к научно-фантастическому фильму 1956 года «Запретная планета» невероятно отличалась от всего, что выходило раньше — и в титрах музыкальное сопровождение обозначили как «электронные тональности».
С тех пор выдающихся примеров появилось немало, и вот какие выделил DJMag:
Греческий электронщик, прогрессив-музыкант, эмбиентный, джазовый и оркестровый визионер Вангелис сочинил невероятно запоминающуюся заглавную тему, которая подчеркивает исключительную мрачность Лос-Анджелеса будущего. Музыка к «Blade Runner» — вершина синтезаторных саундтреков — долгое время была доступна только на бутлегах. Официальный релиз отложили более чем на 10 лет, и вышел он с добавленными частями, которых не было в фильме.
Саундтрек к самому известному кино Дэвида Финчера чуть было не сочинили Radiohead — британская группа отказалась из-за стресса после турне с эпохальным альбомом «OK Computer». На смену пришел калифорнийский продюсерский дуэт, ранее прославившийся работой с Beastie Boys над «Paul’s Boutique» и Beck над «Odelay». Фирменные перкуссионные лупы, скретчинг и сэмплы — этому брейкбит-саундтреку многие пытались подражать.
Клифф Мартинез играл на ударных у Капитана Бифхарта и RHCP, но больше всего прославился именно как автор саундтреков. Во время работы над «Драйвом» задача Мартинеза заключалась в том, чтобы помочь зрителям воспринять мир глазами главного героя. В неземных аранжировках почти полностью отсутствует ритм, а тишина преобладает над динамичностью.
Японский фильм Тацуси Омори — адаптация романа писательницы Сион Миуры — не слишком известен в России. Музыку к драме, завязка которой крутится вокруг нераскрытого и совершенного во имя защиты преступления, написал легендарный техно-музыкант Джефф Миллз. Удались и тревожные техно-треки, и мерцающий синтезаторный эмбиент. Саундтрек звучит загадочно и этой загадочностью пленителен — после прослушивания еще больше хочется посмотреть фильм.
История греческого фильма сочетает тонкий сюрреализм с поэтической остротой. Музыку написала сыгравшую одну из ролей Хелена Чарбила, она же Kid Moxie. Ее задачей было «интерпретировать сюжет как поп-музыку». Мелодии рисуют картины человеческих эмоций с помощью роботизированных деталей.
Страшный фильм о чикагском маньяке, который убивает жертв, являясь к ним из зеркала по ночам. Нужно только произнести три слова в зеркало: «Кэндимен, Кэндимен, Кэндимен». Саундтрек экспериментального композитора леденит душу напряженными гармониями и беспокойной атмосферой.
А вот кого DJMag не упомянул — хотя стоило бы!
В «Солярисе» композитор использовал и оркестр с хором, и звуки природы, и фотоэлектронный синтезатор АНС, работой с которым в Московской экспериментальной студии электронной музыки и заинтересовал вначале Андрея Тарковского. Идея объединить все эти элементы в одно звуковое поле для 1970-х годов в СССР была довольно прогрессивной. Музыка Артемьева почитается и переиздается во всем мире.
Французский дуэт решил написать песни, которые можно слушать как отдельные произведения — и не прогадал. «Playground Love» — один из лучших открывающих треков вообще. Таинственно сюрреалистичный саундтрек стабильно попадает в списки лучших.
Индастриал и электроника вместе со струнными «Кронос-квартет» создают тягучее и зловещее ощущение — как и задумано.
Электронный дуэт ни на секунду не собирался ограничиваться малым — и для поистине эпичного саундтрека расширил границы с помощью оркестра из 85 человек.
Резнор и Росс сегодня одни из лучших сочинителей саундтреков. У них два «Оскара» и множество грандиозных работ — особенно всегда удается сотрудничество с Дэвидом Финчером.